Найти тему
Ольга Краева

БЛУДНЫЙ СЫН ЯН КОСЬЕРС

Притча о блудном сыне
Притча о блудном сыне

В молодости живописец Ян Косьерс любил шумные компании и имел множество друзей среди голландских и фламандских художников, своих земляков. Один из них, Симон де Вос, даже запечатлел себя, Косьерса и Йохана Герлофа на полотне «Компания курильщиков и пьяниц». В общем, трое приятелей так весело проводили время во Франции, что когда Ян вернулся в свой родной Антверпен, родители не захотели больше отпускать его от себя, даже когда сам Рубенс предложил ему совместную поездку в Мадрид. Зато Косьерс успел посетить Рим, где на него произвели большое впечатление работы Караваджо. Но, хотя искусствоведы относят его к последователям этого художника (караваджистам), Ян в своих жанровых работах часто не столь драматичен, да и палитра его радует глаз своим многоцветьем, как на картине «Притча о блудном сыне». По-видимому, этот библейский сюжет был близок ему, так как художник повторял его несколько раз. Мы видим рыжеволосого молодого человека, одетого по европейской моде первой половины ХVII века, который пирует в трактире вместе с зеленоглазой куртизанкой, притягивающей взор своими золотистыми локонами и ультрамариновым платьем с жемчугом и красными бантами. Правда, жрица любви уже не столь молода, о чём свидетельствуют круги под глазами и дрябловатая кожа. Однако молодой человек, который в порыве страсти суёт ей за корсаж мешочек с деньгами, этого не замечает. Как и того, что подружка блондинки потихоньку вытаскивает у него из кармана другой мешочек. А завладевший его плащом и шпагой трактирщик лишь усмехается при виде её проделки: по-видимому, рассчитывая, что клиент расплатится за обед своими вещами. Сидящий справа скрипач также усыпляет бдительность гостя своими сладкими мелодиями, а служанка всё подливает из кувшина вино в бокал, который красотка собирается предложить гостю. Словом, весёлая сцена, финал которой изображён в левом верхнем углу: все эти люди выгоняют из трактира молодого человека, оставшегося в одной нижней рубашке и подштанниках. Со временем Ян Косьерс, как и блудный сын, остепенился: вступил в гильдию Святого Луки, женился и примкнул к иезуитам. Хотя...Уже в зрелом возрасте он написал картину "Мужчина, с сожалением смотрящий в пустую кружку". Похоже, это автопортрет.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Ян Косьерс (Антверпен, 1600 г. — Антверпен, 4 июля 1671 г.) - фламандский художник. Родился в Антверпене, в соборе сохранилась запись о его крещении 15 июля 1600 г. Сын Антуана Косьерса, акварелиста, и Марии ван Клиф. Получил своё первое образование у отца, а затем поступил в мастерскую художника-портретиста Корнелиса де Воса. В 1623 году переехал во Францию в Экс-ан-Прованс, где жил и учился у голландского художника Авраама де Фриза. В 1624 году посетил Рим, где, вероятно, видел работы Караваджо, оказавшего большое влияние на его творчество. В молодости Косьерс писал, в основном, жанровые сцены, а позже перешёл на религиозные и исторические сюжеты, а также портреты. В 1626 году вернулся в Экс-ан-Прованс, где познакомился с Николя Клодом Фабри де Пиреском, известным гуманистом и близким другом Рубенса. Пиреск порекомендовал его Рубенсу. В 1627 году вернулся в Антверпен. В 1630 году женился на Джоанне Даррагон. В это время ему удалось получить ряд крупных заказов благодаря Рубенсу. В 1640 году стал деканом гильдии Святого Луки и в этом же году женился во второй раз на Марии ван дер Виллиген. Он несколько раз избирался «консультантом» «Sodaliteit der getrouwden», братства женатых мужчин, созданного орденом иезуитов. У него было много учеников, в том числе, Ян Карел ван Бремт, Гре Мельсен, Жак (Якоб) де Ланге, Карел ван Савойен и Франциск ван Вербист. Умер в Антверпене 4 июля 1671 года.