Поход начался за несколько километров до крепости. Сначала побывали в месте, где река Чёрная впадает в Неву, на станции Чёрная речка.
После долго шли по шоссе. Мне подобные переходы не душе, но такова задумка инструктора городского турклуба.
У памятника погибшим воинам павшим в боях за Родину сделали остановку.
Вскоре свернули в лес.
Быстро прошли садоводство.
Миновали подвесной мостик через ручей.
И, наконец, вышли на берег Невы.
Отсюда отлично просматривается Шлиссельбург. Такой контрастный городской пейзаж: храм и краны.
Идём по дорожке вдоль Невы.
Вот поравнялись с Благовещенским собором и Никольской церковью, их очертания отчётливо видны. Кажутся совсем рядом. Ширина Невы в этом месте метров шестьсот.
У цветущих яблонь прямо на дороге устроили привал.
Крепость становится всё ближе. Уже хорошо видны крепостные стены, башни, и кораблики везущие туристов на экскурсии.
Отсюда видно, как Нева вытекает из Ладожского озера. Именно в истоке реки стоит древнерусская крепость Орешек, заграждая путь врагам. Её построили новгородцы в 1323 году, чтобы контролировать выход из Невы и обеспечить путь по Неве к Финскому заливу, используемому для торговли.
Оборонительное сооружение кажется совсем маленьким, но это обманчивое ощущение.
На небольшом возвышении мемориал, состоящий из двух частей.
Первая посвящена воинам – понтонерам, наводившим здесь мосты через Неву из осаждённого Ленинграда на «Большую землю» в 1943 году.
Вторая – инженерам и железнодорожникам, которые после прорыва блокады под огнём врага построили переправу и железнодорожную линию, связывающую осаждённый Ленинград со страной.
Попасть на остров можно только по воде. На причале народ, кораблики ходят достаточно часто, желающих побывать на острове много. Этот причал в поселке имени Морозова. Ещё есть в Шлиссельбурге, в крепость можно попасть с другого берега.
Билеты на переправу стоят 350 рублей. Вход в крепость тоже платный – 300 рублей.
Переправа занимает пару минут.
Вход в крепость через могучую четырёхугольную Воротную башню. Остальные четыре оборонительные башни имеют круглую форму. На Государевой башне в 1702 году укреплен ключ — символ крепости Шлиссельбург («Ключ-город»).
Неспешно осматриваем крепость внутри и снаружи.
Налево от входа руины казарм.
Справа – руины тюрьмы. Всё огорожено, близко не подойти.
Первый тюремный корпус почти разрушен, сохранилась лишь совсем небольшая его часть.
Руины Иоанновского собора.
Мемориальный комплекс, посвящённый защитникам Орешка в 1941 – 1943 годах.
По бокам стоят орудия - можно подойти, потрогать.
Проходим в здание новой тюрьмы. Здание построено в 1881 – 1884 годах, когда политических заключённых становилось всё больше. Сейчас представлена экспозиция – Народовольцы – узники Новой тюрьмы Шлиссельбургской крепости.
Все камеры одиночные.
Людям, отбывавшим здесь наказание, установили памятные доски, расположенные рядом с той камерой, которую узник когда-то занимал.
Рядом со зданием братская могила русских солдат Семёновского и Преображенского полков, павших при штурме Нотебурга в 1702 году в ходе Северной войны. Позже к ним добавились советские солдаты, защищавшие крепость во время блокады.
На территории крепости стоят информационные стенды знакомящие с историей крепости.
Посещаем цитадель – крепость внутри крепости.
Внутри цитадели в царские времена проходили смертные казни. Здесь казнён брат В.И. Ленина – Александр Ульянов.
Секретная тюрьма. В разные годы была местом заключения декабристов и революционеров, приговорённых к смертной казни. Среди известных личностей: первая жена Петра I Евдокия Лопухина, его сестра Мария Алексеевна, император Иоанн VI.
В цитадели сохранилась Королевская башня.
Справа от Воротной башни – вход на стену – крутая лестница с большими ступеньками.
Боевой ход стены.
Панорама крепости «Орешек».
Руины тюрьмы с высоты и фрагмент стены.
Можно посмотреть на дальнюю часть стены. Какое мощное всё-таки укрепление.
Продолжение боевого хода заканчивается тупиком.
Руины тюрьмы с другого ракурса.
Крепостные бойницы.
В конце прохода расположен механизм, поднимающий решётку ворот у входа в крепость.
Спускаемся и идём гулять вокруг крепостных стен.
У «Королевской башни» памятник революционерам, с этой стороны острова - Ладожское озеро.
Возвращаемся на катере в посёлок Морозова.
От пристани до станции Петрокрепость минут пять хода. Здесь тоже знакомимся с памятниками, связанными с историческим прошлым.
Вот паровоз, доставивший первый поезд после прорыва блокады из Ленинграда на Большую Землю.
Стела героям железнодорожникам за доблестный труд и подвиг на дороге жизни в суровые годы обороны Ленинграда.
Крепость и всё что с ней связано, насквозь пропитано историей нашей Родины. Её стоит посетить хотя бы раз в жизни. Рекомендую.