Найти тему
Записки звукача

Мониторы погромче!

Стандартная фраза на практически любом концерте.

Что это вообще такое, зачем они нужны, какие бывают. Разбираемся.

Мониторы или контрольные агрегаты (так говорили на советских студиях) - акустические системы для контроля звука. В концертном и театральном звуке используются как подзвучка сцены. Это акустические системы или, если хотите, колонки, которые направлены не в зал, а на сцену. Они могут лежать перед артистом, могут стоять в кулисах на полу или на стойках.

напольные мониторы на авансцене
напольные мониторы на авансцене

Через них танцоры слышат музыку под которую танцуют, певцы и музыканты слышат себя и то, что им необходимо для правильной ориентации в музыке. Чтобы понимать высоту, тональность, подачу и прочие нюансы исполнения.

прострелы за первым планом кулис.
прострелы за первым планом кулис.

Разделяют различные мониторы линии. В каждой из которых может быть собран отдельный микс. Например, барабанщику нужен басист и гитарист, а клавишнику только вокал. У каждого из них своя монотонная линия, в каждую дается только то, что надо и с тем уровнем громкости, который нужен исполнителю.

расстановка индивидуальных мониторов для каждого музыканта.
расстановка индивидуальных мониторов для каждого музыканта.

Что же там должно быть? Самый частый ответ - всего по чуть-чуть. Это же и самый ужасный ответ. В мониторы нужно просить то, чего не слышно, а надо. То, что помогает ориентироваться. Инструмент дающий тональность и гармонию. Понятно, что если это пение или игра под минусовку, она там и должна быть, и ваш голос, чтобы вы слышали то что и как вы поете.

А как громко? Да, чтоб погромче, особенно голос!

Тут надо понимать, что, конечно, все мы разные, его есть нюансы. Очень громкий звук мониторов будет слышен в зале, если это небольшой зал. Даже в самом отстроенном аппарате есть риск обратной связи. Поэтому всему есть предел. Как разумный, так и технический. В идеале, громкость вашего голоса их мониторов должна быть такой, чтобы слегка перекрывала вашу собственную, ту, которая у вас в голове звучит. Остальное должно добавляться относительно этой громкости.

Если вы музыкант, то добавляйте себе в мониторы то, чего вы не слышите и только то, что вам нужно чтобы ориентироваться в пространстве музыки. Если вы гитарист, у вас стоит комбик, слушайте себя из него, не надо добавлять гитару еще и в монитор. оставьте его для других звуков.

Помните! Чем больше в мониторе намешано, тем трудней там что-либо разобрать..

Второе правило. Лучше сделать тише, чем громче. Когда ухо насыщается, дальше громкость субъективно не повысится. Наш слух адаптивен. Поэтому всегда лучше освободить микс, чем перегружать его.

Идеальный вариант - симфонический оргестр. Традиционно он играет без мониторов. Ну не было мониторов при Бахе и Моцарте. Как-то ориентировались...

симфонический оркестр и вокалистка.
симфонический оркестр и вокалистка.

Второй отличный вариант - ушной мониторинг. Вещь индавидуальная. Своя, но всегда вас выручит. Микрофон лишен опасности "заводки", можно набирать практически любой микс. Ручка громкости у артиста своя. Но, некоторые говорят, что не качает... Вот вам парочка фотодоказательств того, что качать можно и с наушниками.

Nickelback. все в наушниках.
Nickelback. все в наушниках.

Metallica. Качают уже много лет.
Metallica. Качают уже много лет.

Это вопрос привычки и не таких уж больших денег. Нужна радиосистемы и наушники-вкладыши. Можно и провод, если вы не двигаетесь по сцене.

пара мониторы наушников, проводной усилитель. Отличный комплект для барабанщика, например. Бренды просто для примера.
пара мониторы наушников, проводной усилитель. Отличный комплект для барабанщика, например. Бренды просто для примера.
Радиосистема ушного мониторинга. Есть разные бренды, не обязательно Shure.
Радиосистема ушного мониторинга. Есть разные бренды, не обязательно Shure.

Все устройства, которые тут - просто пример. Не реклама. Хотя, я им доверяю. Почему - Прочитайте мою предыдущую статью про стоимости микрофонов. Тут все работает примерно также. Фотографии их я взял с сайтов музыкальных магазинов.

Отличный вариант - сделать индивидуальный слепок ушной раковины. Можно даже у лора. И по этому слепку можно изготовить собственные мониторы-вкладыши. Они будут прекрасно сидеть и позволят изолировать вас от внешнего звука.

Вывод делайте сами. Тут как и всегда имеет место компромис, между комфортом артиста и звуком в зале. Конечно, виноват всегда будет звукорежиссер, но этот порочный круг надо разрывать, это просто необходимо для общего роста отрасли. Мы все участники процесса и "я так хочу" - большой тормоз развития индустрии вцелом.

Желаю вам комфортного исполнения, постоянного прогресса и исполнения ваших задумок. Не бойтесь спрашивать или критиковать. Все мы можем ошибаться.

Как всегда буду рад лайкам и репостам. Жду комментов. До встречи!