Этот фильм меня угораздило не увидеть в 1969 году, когда он только вышел на экраны, хотя в те времена я практически не пропускала новых фильмов. Я не разу не видела его по телевидению, в то время как "Ирония судьбы", "Москва слезам не верит", "Девчата" и пр. не сходят с экранов TV...
Мне невозвратно забанили канал за кликбейт, который усмотрели в заголовке статьи об этом фильме. Я назвала его "Свет погасшей звезды". Видимо, искусственный интеллект не смог мне простить того, что я написала не про астрономию, а про фильм...И всё же мне опять очень хочется так назвать его, но не рискну, хотя и в самом деле этот фильм излучает свет подобно свету погасшей звезды, который мы видим, когда звезды давно нет...
Нет уже на свете режиссёра Леонида Марягина, обладавшего редким даром снимать удивительно тонкие и проникновенные фильмы о любви, об уникальности каждой истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной... Нет в живых и многих актёров, сыгравших эти отношения на непревзойдённом уровне. В их числе и Наталья Рычагова, давно покинувшая этот мир.
В этом фильме она очень удивила - мне не нравились её более поздние роли, в т.ч. в фильме "Офицеры" - не нравилась её агрессивная мрачность. Я думаю, там уже были видны зачатки её проблем с алкоголем и депрессиями.
А в этом фильме она совсем другая: лёгкая, нежная, женственная и как будто беззащитная, однако своей любовью перекроившая легкомысленного баламута и авантюриста Спирина.
Действие происходит в стенах цеха паровозного депо. Клава - сверловщица, а Спирин - кузнец. Может быть, потому и прошёл фильм "Про Клаву Иванову" незамеченным, что зрители приняли его за обычный производственный роман-агитку за повышение производственный показателей и добросовестный и бескорыстный труд. Насмотрелись мы тогда таких бездарных фильмов досыта...
А "Про Клаву Иванову" - совсем не о том - этот фильм о любви и только о любви. И того, кто помнит те времена, совсем не удивит романтика у станка в цехе, пахнущем мазутом... Да, да, случалось и такое... И встречались такие девушки, как Клава, которые могли ответить на вопрос, был ли у неё кто-нибудь "У меня есть ты! А до тебя ни с кем не гуляла."Спирин потрясён этим ответом - у меня есть ты! Он потрясён этой душевной незамутнённой чистотой - ведь Клава даже не поняла, о чём он спросил!
Те, кто жил в те времена, детально вспомнят все тонкости отношений между людьми; немудрёные, но такие милые сердцу детали быта... Те же, кто родился в другую, более позднюю эпоху, воспримут его как любопытный музейный экспонат или реликт.
В фильме не много текста, герои не болтливы, но их взгляды, жесты, неподдельные, искренние реакции говорят больше слов.
На футбольном матче Клава задаёт вопрос подруге и не слышит ответа, её внимание приковано к полю - ведь на воротах стоит её Петька Спирин. А Петька после каждого отражённого удара как будто невзначай бросает быстрые, цепкие взгляды на Клаву...
Все эти детали так точно, так тонко подмечены - сразу вспоминаешь себя на волейбольной площадке или того, кто играет для тебя и тоже после каждой удачи оборачивается и проверяет - видела, не пропустила?!
И такое богатство оттенков человеческих чувств, напряжённый сюжет
и великолепную игру актёров режиссёр Марягин буквально спрессовал в фильм длиной в 1 час 20 минут!
Великолепен и величественен старый актёр Кудрявцев - Глухарь, неподражаема подружка Клавы - Елизавета Никищихина. Всё в фильме очень неоднозначно, как в жизни - вроде бы и искренняя между ними дружба, и помогает подруга во всём Клаве, а в душе кошки-то скребут - Клаве приходится выбирать между двумя мужчинами, и у подружки таких проблем нет... Хоть и хочется, чтобы они были... Ничего не поделаешь, всё это - грустные реалии жизни.
И, если бы жив был режиссёр Леонид Марягин, от всей души хотелось бы сказать ему спасибо за этот пронзительный, искренний фильм, который можно смотреть много, много раз, как слушать любимую песню или читать любимые стихи...