Но свой хронологический перечень мы ограничили исключительно большой формой – романом. А есть ещё повести, рассказы. Так вот, историческая повесть Николая Полевого «Симеон Кирдяпа», предполагавшаяся как эпизод большого полотна, вышла ещё в 1828 году.
А пальму первенства стоит отдать небольшим новеллам Александра Бестужева (пока ещё не Марлинского): «Роман и Ольга» (1823), «Замок Венден» (1823), «Замок Нейгаузен» (1824), «Ревельский турнир» (1825), «Изменник» (1825).
Вот это и есть отправная точка исторического жанра в русской литературе. Первый удачный опыт. В «Романе и Ольге» – в фактуре и схематизме сюжета, в чувствительности героев – сказывается ещё влияние классицизма и сентиментализма. Однако сюжетная подкладка, фабула не только не схематична, но напротив – непредсказуема. Другое дело, что слишком фрагментарна, это как бы и не роман, а пока только наброски к нему.
Остальные из названных рассказов – уже гораздо более зрелые. «Замки» являют собой образцы так называемого «неистового романтизма», «Ревельский турнир» – снижение рыцарской тематики на бытовой уровень. Что же касается «Изменника», то это уже настоящая историческая драма. Причём нового образца. Здесь нет уже признаков классицизма и неистового романтизма, по сути это реализм.