Можно доехать от Иркутска до Качуга без приключений? Можно, но только не в нашем случае, когда пятеро мужчин волокут УАЗом тяжелый экспедиционный катер...
Официально "Ленский поход" начался на Алтае. Просто путешествием эту поездку назвать сложно, но испорченное коммерсантами слово "экспедиция" будет звучать моветоном. Назовем это приключением, целью которого было пройти реку Лена от "нуля" в поселке Качуг до самого конца - поселка Быковский, финишировав в Тикси.
В качестве транспортного средства был взят уже знакомый многим катер Амур-2м, модернизированный до каютного, рассчитанного на борьбу с высокими волнами и ветром.
Специально для этой поездки был изготовлен и новый винт, и специальная защита для него. Нас ждал неизведанный участок реки от Качуга до Усть-Кута, на котором множество отмелей и камней. Ох, знали бы мы на старте, сколько раз эта защита нас еще спасет впереди!?
Впрочем, приключения начались еще задолго до того, как участники приключения подобрали меня в Иркутске и мы полным составом стартовали в сторону Качуга. Еще в районе Красноярска тяжелый прицеп с катером в очередной раз поломал прицепное устройство и экипаж был вынужден остановиться на ремонт в сервиса, пока я ждал их на берегу Ангары, про которую еще расскажу чуть позже.
Первой же символической точкой путешествия стал стилизованный под корабельную мачту знак водораздела между реками Лена и Енисей. Кроме того, что здесь находится географический перелом впадающих рек, это еще и напоминание, что два года назад эта же команда, на этом же катере преодолела все течение Енисея. Ленский поход ознаменовал заключение трилогии великих рек России - идеи, рожденной Хасаном Карагужиным и реализованной коллективом завода СТО22-Бийск.
Второй поломкой стала потеря болта крепления катера к прицепу. Вышли из положения элегантно - приспособив под это дело уазовский шкворень производства СТО22-Бийск. Раз не понадобился для Патриота, то пригодился для катера. Что только в России не придумают!?
Так с плясками и песнями прибыли в Качуг, откуда планировался старт путешествия, откуда берет начало судоходная часть реки Лена. То есть, с нулевого километра. Вот только стартовать непосредственно из Качуга не удалось. Было бы слишком просто, если бы не было так непросто...
Ниже по течению расположены две понтонные переправы, перескочить которые, по заверениям местных ответственных лиц, у нас на катере не получится. Пусть река здесь и имеет статус судоходной - никакие суда из-за мелководья не ходят, а паромные переправы не разводятся.
Позже мы только убедились в этом, когда подъехали к одной из переправ и не нашли там никаких следов "дежурного" по мосту или вообще какой-то возможности его развести. Не оказалось рядом даже крана, который мог бы перебросить наш катер через переправу.
В итоге пришлось тащить катер по не самому лучшему грейдеру, глотая пыль от срезающих путь тяжелых грузовиков с древесиной, поднимающих пыль на километры. Зато окружающие нас пейзажи не оставляли равнодушными никого, ведь фактически мы уже шли вниз по течению реки, ради которой сюда приехали.
Недалеко от Качуга есть достопримечательность - Шишкинские писаницы. Я не очень люблю всякого рода археологию и наскальную живопись, но если это у нас по пути, то почему бы не заехать!?
Писаницы, скажем так, не впечатлили. Больше разочаровали большим количеством других "писаниц" - автографов нерадивых путешественников, не только не любящих свой край, потому что туристов тут бывает не слишком много, но и не уважающих историю и природу, превращая уникальные места в "капища современности". Да будут все эти "автографы" на скалах погребальными... чтобы не было желания у других.
В любом случае, берега Лены начали радовать нас с самого начала, обнажая скальные выходы, радуя живописными пейзажами. Радовать они нас начали и в переносном смысле - скальный грейдер оказался ядовитым для наших шоссейных шин...
Шаг влево, шаг вправо - боковой порез гарантирован. И это при том, что ехали мы довольно аккуратно и не слишком быстро. Чтобы не остаться без запаски поврежденное колесо пришлось заклеивать тремя жгутиками. У меня все руки были в клее, но на удивление порез удалось отремонтировать и накачать нормальное давление. На случай второго прокола хоть какая-то, но запаска у нас была.
Несомненно самым большим расстройством всех подобных выездов за пару сотню километров от крупных населенных пунктов является полная и безоговорочная капитуляция человека перед городом. Села вымирают, часто жизни почти нет даже там, где когда-то было крепкое хозяйство.
Причины просты: держать скот невыгодно - продавать мясо и молоко некуда, людей в селах почти не осталось, работы нет, все подались в город пить восстановленное из порошка молоко. Какое тут молоко с пенкой с утренней дойки!? Поди уж забыли все, а некоторые и не знали вовсе...
Я - москвич, но умею и корову доить, и знаю, что такое парное молоко. Кстати, несмотря на "преклонный" возраст, до сих пор спокойно и с большим удовольствием пью парное молоко. В отличие от горожан, у которых к старости (к 30 годам, то бишь) появляется несварение оного.
Вскоре грейдер преподнес нам следующий сюрприз. Мы беспокоились о запаске для УАЗ Патриот, а понадобилась запаска для прицепа, которую, естественно, бросили дома, посчитав лишним грузом, потому что за все предыдущие поездки она ни разу не пригодилась.
Одно из колес прицепа порвало в клочья. Установить сюда запаску от Патриота не представлялось возможным из-за разницы вылетов, поэтому мы отцепили катер, оставили двоих "сторожить" его, сидя за столиком с великолепным видом на окружающую природу, и отправились за 35 км в поселок искать волговское колесо.
Колесо нашли. В Жигалово нашли работающий шиномонтаж, нашли и подержанную шину, смонтировали ее на сохранившийся диск и вернулись к прицепу, чтобы отремонтировать его и дотащить до упомянутого поселка, откуда и было решено стартовать уже водным путем, отпустив наш серый тягач. УАЗ должен был следовать в Якутск и встречать нас там, но как всегда все пошло не так, но это немного другая история.
Заночевали прямо посреди поселка, найдя более-менее укромный уголок у заброшенного цеха посреди лесополосы. Тут я впервые испытал возможности ночевки в катере, пусть еще и стоящем на прицепе. Ночевать на катере вчетвером нам предстояло в течение ближайших двух недель.
Утром уточнили у местных рыбаков лучшее место для спуска катера на воду и на этом сухопутная история путешествия "Ленский поход" была окончательно завершена. Топливные баки заправлены под крышку, в рундуках на корме дополнительный запас топлива, потому что возможность заправки катера на Лене очень и очень ограничена. Впрочем, не только на Лене...
Итак, стартовый экипаж нашего катера выглядел так:
Хасан Карагужин - капитан и автор идеи пройти на катере три самые крупные реки Сибири: Обь, Енисей и Лену. Директор завода СТО22-Бийск.
Петр Мазуров - инженер завода СТО22-Бийск, автор "Съемника Мазурова", знакомого многим уазоводам. Петр отвечал за техническую часть, а также благодаря ему мы не померли с голода, будучи накормленными его умелыми руками.
Олег Елясов - инженер завода СТО22-Бийск, отвечающий за навигацию и техническую часть проекта.
Михаил Рябинин - автор этого канала, журналист, блогер и путешественник. Единственный представитель Москвы в алтайском коллективе. Представляете каково мне было!? =) Я отвечал за съемку документального фильма и фотографий, которые вам еще только предстоит увидеть в публикациях.
Хамит Карагужин - отправился на УАЗ Патриот в Якутск, чтобы там заменить меня на катере, но... Дальше история немного поменяется и все пойдет не так. Со временем вы узнаете почему из публикаций.
Часть опубликованных видео и постов уже можно изучить в подборке, которую я публиковал прямо с борта катера когда была связь. В эту же подборку буду добавлять и новые публикации и рассказы о нашем путешествии на катере вдоль реки Лена. Все только начинается!
.
Подписывайтесь на канал, а еще я буду благодарен, если вы поделитесь записью и нажмете лайк, чтобы не было ощущения, что пишу в пустоту.
.
#ленскийпоход #sto22_travel #уаз #путешествие #катер