Система ненависти к себе становится основным качеством характера у детей, которые подвергались воздействию родительской ненависти, исполненному ненависти поведению и ненавидящему семейному окружению. По сути, их движение на всех уровнях было грубо заторможено и нарушено, и им приходится развивать всевозможные виды компенсаторных установок, например, перфекционизм, чтобы хоть как-то уживаться с другими на этом свете.
Казалось бы, нет ничего удивительного, что ребенок, которого ненавидят, сам учится ненавидеть себя. Однако все гораздо хуже, потому что это более сложный, мучительный и хаотичный процесс. Например, ненависть к себе развивается у ребенка не просто потому, что родитель его ненавидит, а потому, что ребенок — в своем собственном понимании — так и не смог стать тем, кто смог бы заслужить одобрение и любовь родителей.
Более того, внутри ненавидимого ребенка живет не просто чувство ненависти к себе, а целая система ненависти к себе. Весь способ переживания мира определяется и организуется фундаментальной, интернализованной «реальностью» ненависти к себе. Эго структурирует все ощущения, все восприятие и переживание отношений таким образом, что фактически разжигает переживание ненависти к себе. Любое межличностное событие может запустить ненависть к себе и защиту от нее или же породить внутренние чувства ненависти к себе.
Стыд можно понять именно с помощью этой модели. Таким образом, «система стыда» развивается из хронического, болезненного пристыжения ребенка или пренебрежения им. В этом случае аффект стыда оказывается встроенным в комплекс убеждений, которые могут быть довольно расплывчатыми и неартикулированными, но, тем не менее, вполне реальными для человека. Эти убеждения, эта система, в некотором смысле «объясняет» человеку его страдания. Можно сказать, разум тут следует за телом. В любом случае, переживание стыда интегрируется в личность или характер. Фактически, он становится агентом управления энергетическими потоками и соответствующими их выражениями. Хроническое сжатие раннего переживания стыда – основа для формирования и поддержки всей этой системы.
Раннее переживание стыда происходит в контексте жизненных связей ребенка. Система стыда или система ненависти к себе — это кропотливая попытка развивающегося ребенка восстановить отношения, реконструировать жизненные отношения, какими они должны быть, установить любовь и способность быть любимым. Это усилия по восстановлению разрушенного «я» или построению целостного «я».
подробнее в статье "СТЫД В СВЕТЕ СЕКСА И САМОУВАЖЕНИЯ" Филиппа М. Хелфаера сборника статей "Руководство по биоэнергетическому анализу"