Найти тему
Kinoryba

Johnny Winter – Second Winter (1969)


Джонни Уинтер особенно не бедствовал. После записи первого альбома у него уже был контракт на приличную сумму и он мог спокойно заниматься музыкой – впрочем, деньги в блюзе это не показатель, титаны направления десятилетиями играли в клубах за копейки и остались в истории музыки на века. Second Winter – несмотря на «Second» - третий альбом умопомрачительного гитариста – похожего на скелет косого альбиноса с внешностью восставшего из ада зомби и очень доброй, мягкой улыбкой. Однажды мой друг Саша Цалихин пригласил меня на концерт Уинтера в клуб B.B.King в Нью-Йорке. Уинтер был уже, прямо скажем, в годах и не стоял на сцене, сидел на табуреточке, которую вынесла для артиста его дочь. Но звук его гитары – кошмарно громкий, пронзительный, жесткий и совершенно роковый тут же нивелировал возраст и все забыли о том, сколько парню лет – так молодо и яростно звучала его музыка. Третий альбом Уинтера – тоже наполовину блюзовый, наполовину – почти хард-рок, но одно другому совершенно не мешает – Уинтер играет и поет в совершенно «черной» манере, он - редкий белый музыкант, который полностью погружается в аутентичный черный блюз и привносит в него «белый рок» так, что его блюз не сворачивает в сторону коммерции, не причесывается и не адаптируется для ушей американских и других домохозяек, сюсюкающих над фразой про «хорошему человеку плохо» - большей пошлости я в жизни не слышал. Блюз – это когда человеку кайфово, а не когда он «хороший» и ему «плохо». Человек – разный. Не обязательно хороший. И если бы блюз играли только «хорошие», то никакого блюза бы вообще никогда не существовало. Соло Уинтера в Memory Pain Перси Мэйфилда – эталон блюзовой гитарной игры. Уинтер не играет слезливый блюз Клэптона, унылые фразы Грина и даже мускулистый ковбойский блюз Стиви Рэя – звук гитары Джонни – злой, ироничный, язвительный, с неожиданными ходами, издевательский и наглый. Вверх, вниз, в сторону, аккорд, нота, нота-нота-нота, интервал-интервал, а сверху – такой же ернический хриплый голос, точно интонирующий, а там, где не вытянуть даже фальцетом – в нетонированный хрип, всегда спасающий любого блюзмена. Гитара гипнотизирует – без пулеметной суеты, хотя и скоростные пассажи мелькают на протяжении песни не раз и не два. Пять минут мужского, хамского и мощного блюза. Дальше все будет еще круче. I’m Not Sure - тяжелая, раскачивающаяся песня Уинтера с джазовыми клавишными брата Эдгара и сначала далекой, на втором плане поющей гитарой, выходящей вперед чистыми трелями, отвечая разыгравшимся не на шутку клавишам. Джонни и Эдгар – кто быстрее? Оба приходят к финишу вместе – в тяжелом блюзовом риффе. The Good Love Коллинза – почти хард-рок разукрашенный безумствующей вау-гитарой – полный разгул. Slippin’ And Slidin’ - классический быстрый рок-н-ролл с долбящими аккордами фортепиано, соло на саксофоне и металлической, неожиданно громкой на фоне дребезжания клавиш гитарой, прорвавшейся из ниоткуда. Очень зло сыгранный и спетый – когда-то веселый рок-н-ролл. Такая же злая и издевательская, некогда веселенькая песня Miss Ann и - классика жанра - Johnny Be Good Чака Берри. Меня проклянет сейчас половина человечества, но я не люблю Чака Берри. Он писал гениальные песни, но его исполнение я не могу ни видеть, ни слышать. Он поет неполиткорректные вещи очень политкорректно и заискивающе, мол, это я так, пошутить с вами, господа белые слушатели. Уинтер же убирает все заискивание и всю политкорректрость, он жесток и серьезен в этом номере – и звучит песня совершенно иначе, хотя сыграна нота в ноту – за исключением, конечно, соло, которое Уинтер, все-таки, разукрасил. Highway 61 Revisited Дилана тоже превращена в тяжелый и моторный блюз-рок, насквозь пронизанный пронзительным скоростным слайдом Уинтера. I Love Everybody – Уинтер играет на слайд-гитаре со скоростью звездолета, летящего из канала в канал и обратно, влетает в Hustled Down In Texas – тяжелый бешеный рок-н-ролл с адским гитарным чесом и самым ядовитым соло в мире и заявляет, наконец - I Hate Everybody в джазовой пьесе, которую наполовину взял на себя Эдгар Уинтер – со своей сверхскоростной игрой на органе и спотыкающемся, но точно в нужных местах - саксофоне. Грандиозный финал – семиминутная Fast Life Rider - шаманство гитары в сопровождении барабанов – со всеми прелестями стереораскладок, выстраивания пространства, космических звуков (гитарных) и – то ли это блюз, то ли африканские вуду-заклинания. Но – все на одном дыхании. Уинтер молод и все впереди. Будут у него замечательные пластинки, будут весьма средние. А эта – этапная штука. Ну, на мой взгляд.