Найти в Дзене

Главное обвинение против «Земляничной поляны»

Удивительная лёгкость картины оценивается неоднозначно
Удивительная лёгкость картины оценивается неоднозначно

Показ «Земляничной поляны» едва не сорвался по трём причинам. Рассмотрим самый серьёзный довод против фильма Ингмара Бергмана.

Напомню, первая причина касалась экстремальных сроков, в которые нужно было организовать премьеру. Также имелись сомнения в актуальности показа — и окончательные соображения по этому поводу я приведу здесь.

Третья причина целиком принадлежит миру искусства. Поразительно, но картине Бергмана часто ставят в укор её главное художественное достоинство.

«Земляничная поляна» — удивительно лёгкое творение. Такая лёгкость обычна не свойственна авторскому кинематографу, тем более — дурно снимаемому «фестивальному кино», которое по незнанию часто принимают за авторское. Увы, категории сдвинуты — все болезни «фестивальщины» (тяжеловесность, акцент на перверсии, политическая тенденциозность...) теперь считаются чуть ли не обязательными признаками авторских фильмов.

Под давлением этих критериев пришлось бы отказать в признании многим киногениям XX века, и ранний Бергман бы точно попал в их число.

Будто белые лебеди — герои воспоминаний Исаака Борга
Будто белые лебеди — герои воспоминаний Исаака Борга

Многие зрители считают «Земляничную поляну» эдаким забавным пустячком, милым рассказом, который не несёт в себе особой значимости. Легкость принимается за поверхностность. Особенно нетрудно в это поверить, сравнивая картину с вышедшей в том же 1957 году «Седьмой печатью» — событийно насыщенной кинопьесой в средневековом антураже. На фоне той чумной дороги поездка Исаака Борга и впрямь может показаться незначительной, но это не совсем так.

Действительно, Бергман отмахивался от многих переусложнённых трактовок «Земляничной поляны», приговаривая: «Для меня этот фильм — нечто ясное и очевидное». Эта ясность присуща раннему периоду кинотворчества режиссёра — с ней он распрощается уже через несколько лет. Но речь идёт и об иной лёгкости, которая редко когда была подвластна Бергману.

— Сны становятся явью, реальностью, реальность растворяется, превращается в грезу, сон. Всего лишь два-три раза удавалось мне беспрепятственно парить между сном и реальностью, — вспоминает творец в 1990-м году, признавая первенство Андрея Тарковского в таких «парениях».
Момент перехода — Исаак Борг погружается в мир сновидений
Момент перехода — Исаак Борг погружается в мир сновидений

Действительно, препятствий в «Земляничной поляне» — самый минимум. Бергман признавался, что хотел сделать «реалистический» фильм, «в котором вдруг открываешь дверь и входишь в свое детство, потом открываешь дверь и выходишь из него в действительность, а после заворачиваешь за угол и входишь в какой-то другой период своего существования, и жизнь идет своим чередом».

Так и есть: заявленная выше внезапность, это магическое «вдруг», происходит своим чередом, с невероятной лёгкостью. «В "Земляничной поляне" я без малейших усилий и вполне естественно перемещаюсь во времени и пространстве, от сна к действительности», — заявляет режиссёр.

Такое обыденное соседство двух миров, сновидческого и реального
Такое обыденное соседство двух миров, сновидческого и реального

В других фильмах Бергмана такие перемещения далеко не безобидны. Воплотившиеся кошмары вполне себе могут расквитаться со сновидцем-художником («Час волка»). А в снятой за шесть лет до обозреваемого фильма «Летней игре» прогулка в прошлое заканчивается не худшим образом, но оставляет горечь на губах.

Тем не менее, в «Земляничной поляне» показано: совершить эту прогулку можно даже будучи совершенным стариком. И такие перемещения меняют жизнь.

Бергман парит не только между сном и реальностью, но и между личным и общественным. Всё как и в снятом много позже «Зеркале» Андрея Тарковского!

— Я смоделировал образ, внешне напоминавший отца, но, в сущности, то был от начала и до конца я сам, — говорит режиссёр о главном герое. — Главная движущая сила «Земляничной поляны» — отчаянная попытка оправдаться перед отвернувшимися от меня, выросшими до мифических размеров родителями <...> Каким-то способом, — каким не знаю, и тогда не знал, — но «Земляничной поляной» я взывал к родителям: увидьте меня, поймите меня и — если можете — простите.
Внимание к теме зеркал — не единственная параллель с известным фильмом Тарковского
Внимание к теме зеркал — не единственная параллель с известным фильмом Тарковского

Сам режиссёр считал, что данная попытка ему не удалась (в отличие от самого фильма), а указанный конфликт разрешился лишь спустя десятилетия. И нельзя не признать, что с подобными проблемами сталкиваются многие из нас. Тем самым фильм обретает общественную значимость.

Любопытно, но сам Бергман не считает «Земляничную поляну» вполне своей. Режиссёр уверен: благодаря гению Виктора Щёстрёма картина обрела новые краски, не предполагаемые изначально.

— Оккупировав мою душу в образе моего отца, он превратил ее в свою собственность — не оставив мне ни крошки! И совершил это с независимостью и одержимостью великой личности, — признавался режиссёр.
Виктор Щёстрём в роли Исаака Борга оказался не так прост
Виктор Щёстрём в роли Исаака Борга оказался не так прост

Данное обстоятельство объясняет нам презабавнейший парадокс: герой Щёстрёма, профессор Исаак Борг с самого начала фильма являет собой намного более живого персонажа, чем многие другие герои картины. Их претензии с трудом вяжутся к этому невероятно обаятельному 78-летнему доктору. Особенно интересно смотреть, как Борга пытается «лечить» холодная невестка в исполнении Ингрид Тулин.

Впрочем, подобные противоречия лишь обогащают фильм. Заканчивается он, кстати, довольно неожиданно, и на какой прекрасной ноте! Профессор вновь оказывается в прошлом, где возлюбленная Борга ведёт его на освещённую солнцем лесную опушку. По ту сторону пролива доктор видит своих родителей — и в этот момент происходит маленькое чудо...

Да только ради этого стоило отвергнуть все трудности и показать «Земляничную поляну».

Может быть, это благодать?
Может быть, это благодать?

Читайте также:

Три причины, едва не сорвавшие показ «Земляничной поляны»

Почему актёрам в «Молодой гвардии» не нужно было «играть»

Режиссёр околдовал актёра. Или наоборот? Настоящий Пиноккио