Найти тему

Почему падает органический трафик: 9 главных причин

Под органическим трафиком понимается число посетителей, переходящих на сайт из поисковиков. Очевидно, что для любого интернет-бизнеса это важнейший показатель, свидетельствующий о внимании аудитории к сайту и уровне его оптимизации. Но часто случается и так, что органический трафик снижается. Поговорим о том, как его повысить.

Причины падения органического трафика
Причины падения органического трафика

Для чего необходим органический трафик

Органический трафик бесплатный канал для привлечения аудитории на сайт. Если он достаточен, это указывает на то, что сайт грамотно сделан с технической точки зрения, оптимизирован для поисковых систем и наполнен качественным контентом.

Стабильный SEO-трафик способствует росту продаж, потому что большинство покупателей ищут товары и услуги в поисковиках и уже оттуда выходят на сайты интернет-магазинов. Для роста трафика необходимо заниматься оптимизацией сайта, улучшением его юзабилити, повышением качества контента в результате, конкурентоспособность сайта вырастет.

Читайте также: SEO-продвижение интернет-магазина для начинающих

Причины падения органического трафика

А теперь разберем, почему трафик из поиска может снизиться, и расскажем, что делать в этих случаях.

1. Сезонность

Многие товары имеют заметный сезонный спрос: вряд ли кто пойдет покупать летом лыжи, а зимой босоножки, учебники перед 1 сентября будут пользоваться большим спросом, нежели в декабре, а новогодние игрушки никто не будет дарить на 8 марта. Лучше, чтобы в вашем интернет-магазине были и товары на разные сезоны, и позиции, пользующиеся спросом круглый год. Другим выгодным ходом станут сезонные акции и распродажи, подогревающие интерес аудитории.

2. Изменение URL-адресов

Иногда трафик проседает в ситуациях с изменением адресов ссылок. Это происходит при изменении структуры сайта или его переезде на другой домен. Ссылки переходят на новый адрес не сразу, и часть страниц будет выдавать 404. Избежать этого можно, применяя 301 редирект.

3. Фильтры поисковых систем

Также поисковые системы накладывают собственные санкции на сайты за нарушение правил. Среди таких нарушенийслишком агрессивная реклама, низкокачественный и нерелевантный контент, скрытый контент, избыточная масса ссылок, заспамленность ключевыми словами.

Чтобы проверить свой сайт на санкции от Яндекса, нужно перейти в Яндекс.Вебмастере во вкладку «Диагностика» и выбрать пункт «Безопасность и нарушения».

Как проверить сайт на санкции в Яндекс.Вебмастере
Как проверить сайт на санкции в Яндекс.Вебмастере

В панели для вебмастеров Google необходимо открыть вкладку «Проблемы безопасности и меры, принятые вручную» и выбрать «Меры, принятые вручную».

Как проверить сайт на санкции в Google Search Console
Как проверить сайт на санкции в Google Search Console

4. Настройки файла Robots.txt

Через файл Robots.txt закрываются отдельные страницы сайта от поисковых ботов: обычно это служебные страницы и дубли. Но иногда по ошибке в этот файл могут записать страницы, ценные с точки зрения трафика. Поэтому если ваш сайт переезжал или адресация страниц менялась, настройки Robots.txt стоит проверять через Яндекс.Вебмастер и менять файл или перезаписывать его.

5. Ошибки внутренней перелинковки

По законам SEO, основная ссылочная масса приходится на страницы,приоритетные с точки зрения продвижения. Для этого используется наращивание внутренней ссылочной массы. Правильность перелинковки определяется специальными сервисами, такими как Serpstat. Если основная масса ссылок приходится не на приоритетные разделы сайта, это надо менять.

6. Недостаточная скорость загрузки

Часто посетители уходят с сайта, если страницы грузятся слишком медленно. Да и на ранжировании в поисковой выдаче слабая скорость сказывается негативно.

Потери скорости возможны по разным причинам: ошибки кода на js, обилие анимации и рекламы, низкое качество кода, отсутствие сжатия изображений, переизбыток http-запросов, отсутствие кэширования. Скорость загрузки сайта можно проверить с помощью специального сервиса, такого как PageSpeedInsights, а увеличить оптимизируя код и отказавшись от тяжелой графики.

Пример проверки страницы с помощью сервиса PageSpeed Insights
Пример проверки страницы с помощью сервиса PageSpeed Insights

7. Смена поведенческих факторов

На поведение пользователей на сайте влияют его контент и юзабилити. В Яндекс.Метрике отслеживаются изменения, например, падение числа посетителей, рост отказов, снижение глубины просмотров и времени на сайте. А потом проанализировать, давно ли обновлялся каталог, появлялся ли свежий контент, менялась ли навигация по сайту или дизайн. Если поведенческие факторы ухудшились, например, после редизайна, возможно, предыдущая версия сайта была удобнее. Кроме того, всегда стоит обращать внимание на мобильную версию сайта часто люди делают покупки в интернете с телефона.

8. Ошибки SSL-сертификата

Бывает так, что страницы доступны либо по протоколу http, либо по https. Чтобы избежать оттока трафика по этой причине, нужно настроить редирект. Стоит учитывать информацию с иконки, расположенной рядом с именем домена. Указание, что страница защищена не полностью, говорит об ошибке, связанной со смешанным контентом.

9. Ошибки в инструментах вебмастера

Также на трафик влияют неполадки на сервере, «битые» ссылки, отсутствующие мета-теги, некорректные поисковые фильтры, отсутствие адекватного отображения в мобильной версии. Все эти факторы можно отслеживать через Google Search Console и на основе этой информации вносить изменения.

Просмотр ошибок в Google Search Console
Просмотр ошибок в Google Search Console

Мнение экспертов

Виктор Прядильщиков, SEO-специалист https://rookee.ru/:

«Прежде чем начинать поиски причины снижения органического трафика в интернет-магазине, необходимо убедиться в достоверности получаемых данных. На практике, примерно в 20% случаев падение трафика является ложным и свидетельствует о проблемах со сбором статистики (например, технические неполадки в сервисе сбора данных или некорректная установка счётчика).

Если же снижение трафика реально и ему сопутствует падение конверсий, следует изучить наиболее часто встречающиеся причины подобного явления:

1. Обновление алгоритмов поисковых систем. Опытный SEO-специалист всегда в курсе последних тенденций мира поисковой оптимизации. Поэтому, когда трафик падает параллельно с очередным Google Core Update, не стоит делать поспешных выводов. Анализировать результаты лучше через 1-2 недели после окончания обновления, т.к. ситуация в выдаче может несколько раз кардинально поменяться за это время. Если же обновление действительно вас затронуло, следует внимательно изучить конкретные элементы, на которые оно было направлено (например, апдейт может быть связан с накруткой поведенческих факторов, некачественными обратными ссылками и т.п.).

2. Наложение санкций со стороны поисковых систем. Если вы попали под фильтр Яндекса или Google, уведомление об этом лучше всего искать в Яндекс Вебмастере или Google Search Console. Там же будут и ссылки на рекомендации, как этот фильтр снять.

3. Технические изменения внутри сайта. Здесь может быть множество вариантов: переезд на новый домен, неправильная установка редиректов, ошибки при формировании файла robots.txt или карты сайта, массовое изменение мета-тегов, радикальная смена внутренней архитектуры и т.д. Чтобы избежать подобного, штатный SEO-специалист всегда должен быть в курсе того, чем занимается отдел разработки.

4. Рост конкуренции. Как правило, ваши соседи по поисковой выдаче не сидят сложа руки. И если вы не вкладываете средства в органическое продвижение, вас, рано или поздно, вытеснят из топ-10. Соответственно, и трафика вы лишитесь. Периодический конкурентный анализ и стабильный бюджет на SEO – ваши главные помощники в этой сфере.

5. Падение брендового трафика. Брендовый трафик можно отделить от не-брендового с помощью любой современной системы аналитики, например, Яндекс Метрики. Если данные показывают серьёзное падение именно брендового трафика, то причины стоит искать в плоскости развития бренда, а не в SEO.

6. Ослабление ссылочного профиля. Обратные ссылки – важный фактор ранжирования в поисковых системах. Ваш интернет-магазин (по каким-то причинам) утратил значительную долю своего ссылочного профиля? Это может стать главной причиной снижения органического трафика (особенно из Google). Грамотная стратегия линкбилдинга поможет защититься от подобного.

7. Каннибализация органического трафика со стороны платного. Бывает и такое, что бизнес значительно увеличивает расходы на платный трафик из поиска, что, в свою очередь, приводит к падению органики. На 100% избежать этого невозможно. Платный поиск всегда будет частично «съедать» органику. Однако, в Google Analytics или Яндекс Метрике вы всегда можете посмотреть на масштабы такой каннибализации. А для исправления ситуации необходимо отключать рекламу по тем ключевым словам, по которым ваш интернет-магазин хорошо ранжируется (и при этом в платном поиске нет конкурентов).

В подавляющем большинстве случаев резкое падение органического трафика связано с техническими проблемами на сайте. Например, программисты могли случайно закрыть часть проекта от индексации, сломать вёрстку на мобильных устройствах или «испортить» заголовки важного раздела интернет-магазина. Как правило, это можно оперативно исправить и вернуть себе потерянную органику.

Чтобы подобного не происходило, разработчики всегда должны действовать сообща с сеошниками. И после каждого крупного изменения на сайте последние обязаны проводить глобальные SEO-аудиты».

Рахимзянов Айрат, автор телеграм-канала SEO-секретики: «https://t.me/seosekretiki»:

«Причин снижения трафика у интернет-магазина может быть много. Помимо ситуаций, на которые вы не можете повлиять (понижение спроса или изменения в самой тематике, например, когда по ряду высокочастотных запросов на выдаче появились так называемые «быстрые ответы» или новые сервисы самих поисковых систем) можно выделить следующие:

1) Наличие счетчиков на всех страницах сайта — может быть такое, что попросту удалились коды сервисов сбора статистики.

2) Структурные изменения — поменяли структуру на сайте. «Старая» структура URL-адресов стала недоступной (удалилась и отдает роботам 404 код ответа).

3) Поменяли дизайн или CMS — в данном случае, целиком меняется код сайта и его ссылочная структура, что также может повлиять на позиции сайта в поиске.

4) Страницы перестали индексироваться — блокировка страниц происходит в файле robots.txt, либо запрещающим мета-тегом robots. Редко встречаются запрещающие заголовки в заголовках ответа сервера (X-Robots-Tag). Также помимо блокировки самих страниц, могут некорректно закрываться части кода (при помощи тегов <!--noindex--><!--/noindex-->).

5) Технические причины — сайт стал очень долго загружаться или есть проблемы с SSL-сертификатом.

6) Санкции со стороны поисковых систем — их много, например, могут быть за переспам, за агрессивную рекламу, за покупку SEO-ссылок или за накрутку поведенческих факторов.

Как решить проблему? — попробуйте пойти по списку сверху вниз и выявить причину, а затем устранить проблему. Желательно обратиться к профессионалу, чтобы причину смогли найти как можно скорее».

Подведем итоги

Органический трафик  по большому счету бесплатный (в отличие от рекламы) ресурс для интернет-бизнеса, потому его падение может сказаться на продажах товаров и услуг. На него влияет множество факторов, связанных как с технической составляющей, контентом и юзабилити сайта, так и с ассортиментом товаров и механизмами работы самих поисковых систем. Все эти факторы необходимо отслеживать и принимать необходимые меры, как только конкретная причина снижения органического трафика установлена. Ну и, конечно же, нужно совершенствовать ассортимент продаваемых товаров, а заодно работать над качеством контента, дизайном и юзабилити сайта.