Найти тему
Загадки истории

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ#4.1Русская революция#1.Заговор 9 января

Оглавление

Русская революция

Заговор 9 января

В январе 1905 года рабочие, взбудора­женные священником Георгием Гало­ном, шли со своими просьбами к царю. Мирное шествие было разогнано кава­лерией и ружейными залпами. Однако на самом деле за этими событиями может скрываться история покушения на жизнь Николая II.

Кровавое воскресенье — под таким на­званием вошел в историю день 9 (по новому стилю — 22) января 1905 года. Массовое шествие рабочих, направляв­шихся к царю, чтобы рассказать ему о своих нуждах, окончилось зверской расправой под Нарвскими три­умфальными воротами.
В результате погибло порядка 200 человек, около 800 было ране­но. В последующие дни 688 человек были арестованы за участие в ак­ции.
Главными злодеями Кровавого воскресенья уже долгие годы считаются поп Гапон и царь Николай II. Первый был «провока­тором», организовавшим шествие. Второй допустил, чтобы тол­пу безоружных людей расстреливали из ружей и рубили шашками. Между тем есть основания предполагать, что реальная картина была иной.

Петр Рутенберг - предполагаемый исполнитель покушения
Петр Рутенберг - предполагаемый исполнитель покушения

Провокатор или нет?

Сначала — пара слов о Гапоне. Называя его «провокатором», чаще всего имеют в виду, что он организовал шествие рабочих 9 января специально, чтобы подставить невинных людей под пули. Якобы это была идея Охранного отделения, которое хотело «потопить в крови рабочее движение».
Однако на самом деле в среде русских революционеров и неле­галов начала XX века «провокатором» называли любого человека, имевшего связи с полицией. А Гапон их, безусловно, имел.
Отношения с властями (главным образом с Департаментом по­лиции) Гапон поддерживал для того, чтобы воплотить свою мечту - создать в России легальное и самостоятельное рабочее движение, которое могло бы защищать права простых людей.
Талантливый организатор, он явно не отличался дальновидностью. Именно поэтому январские события стали для него настоящим шоком.
Существуют многочисленные описания того, как вел себя Гапон сразу после расстрела демонстрации. Это никак не похоже на пове­дение агента, заранее знавшего о готовящемся побоище и хладнокровно приведшего людей под выстрелы. Если, конечно, не допу­стить, что Гапон был гениальным актером.
Безусловно, священник Георгий косвенно виновен в гибели по­ веривших ему людей. Но вот ярлык «провокатора» прилип к нему явно незаслуженно.

Сорванное покушение

Иначе взглянуть на события 9 января заставляют воспомина­ния начальника Петербургского охранного отделения Александра Герасимова. Рассказывая о допросе Гапона, он сообщает: «Вне­запно я его спросил, верно ли, что 9 января был план застрелить государя при выходе его к народу. Гапон ответил: ”Да, это верно. Было бы ужасно, если бы этот план осуществился. Я узнал о нем гораздо позже. Это был не мой план, но Рутенберга... Господь его спас...“»
Петр Рутенберг, о котором говорит Гапон, был членом партии эсеров. Он принимал участие в шествии 9 января и проявил себя с лучшей стороны, когда грянули ружейные залпы. Именно он по­ мог раненному в руку Гапону скрыться в окрестных дворах, а потом спрятал его на квартире Максима Горького. Однако впоследствии Рутенберг сыграл в жизни священника роковую роль, став в начале 1906 года организатором его убийства. По официальной версии, это произошло после того, как Гапон сообщил ему о своих связях с поли­цией и даже попытался завербовать.
Между тем Гапон говорил о своих отношениях с департаментом полиции и раньше, причем вполне открыто. Более логично предпо­ложить, что причиной убийства стало то, что Рутенберг узнал об от­кровениях Гапона с Герасимовым.
Если покушение действительно готовилось, то поведение Ни­колая II, не пожелавшего прибыть в Петербург, выглядит уже не как малодушие или глупость. Это вполне осмысленная мера пре­досторожности, на которой, скорее всего, настояло Охранное от­ деление.
Остается открытым еще один вопрос: кто являлся заказчиком? Первое и самое простое предположение — сама партия эсеров. Но почему такое ответственное дело было поручено Рутенбергу, зани­мавшему далеко не первые позиции и даже не входившему в боевую организацию? Возможно, более правы те, кто предполагает, что заказ исходил из окружения великого князя Михаила Александровича. Ведь именно он, скорее всего, стал бы регентом при младенце Алек­сее в случае смерти Николая. Тогда малоизвестный эсер Рутенберг вполне годился на роль исполнителя. В случае чего им легко было пожертвовать, а его показаниям все равно бы никто не поверил.
Так или иначе, но в 1905 году Николай II остался жив. А заговор, если он существовал, растворился в январском воздухе.

Кровавое воскресенье подорвало народную веру в «доброго царя»
Кровавое воскресенье подорвало народную веру в «доброго царя»

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ