Почему "Бранденбургские"?
Сам Бах не давал им такого названия - это сделал один из его биографов уже в 19 веке, поскольку эти концерты были подарены Бахом маркграфу Кристиану Людвигу фон Бранденбург-Шведтскому (от названия города Шведт).
В 1721 году Бах собрал шесть ранее написанных концертов для разных инструментов и внёс в них некоторые поправки. Затем он собственноручно - очень аккуратно и разборчиво - переписал партитуру набело, а все такты отчертил под линейку. Свой труд он отправил в Берлин, надеясь, вероятно, что расположение высокой особы пригодится ему в будущем (он как раз планировал менять место службы).
К концертам прилагалось посвящение на французском, полное почтительных оборотов и подписанное "Жаном Себастьяном Бахом".
Стандарт хорошего тона в такого рода посланиях заключался в умении построить максимально длинное, практически бесконечное высказывание, в котором первая мысль плавно переходила бы во вторую, открывая перспективу для третьей, которая служила бы плавным переходом к четвёртой... и т.д.
Вот таким очень сложно-подчинённо-сочинённым сооружением начинается это послание:
Мой Господин,
поскольку несколько лет назад мне посчастливилось быть услышанным Вашим Королевским Высочеством по приказу Вашего Высочества, и, как я заметил тогда, Ваше Высочество нашли некоторое удовольствие в тех скромных талантах, которые Небо даровало мне для сочинения музыки, вследствие чего я получил благосклонность Вашего Королевского Высочества, и Ваше Высочество соизволили почтить меня повелением прислать Вашему Высочеству некоторые фрагменты моих композиций: в соответствии с этим милостивейшим приказом Вашего Высочества я взял на себя смелость исполнить свой смиреннейший долг перед Вашим Королевским Высочеством, написав настоящие Концерты, которые я предназначил для нескольких инструментов; смиренно умоляю Ваше Высочество не судить слишком строго их несовершенства с высоты того проницательного и тонкого вкуса, который, как всем известно, у Вашего Высочества есть к музыкальным произведениям, а более принять во внимание то глубочайшее уважение и ту смиреннейшую почтительность, которые я таким образом пытаюсь Ему высказать".
История забвения и открытия
Бранденбургские концерты не сольные, то есть не для одного солиста и оркестра (ансамбля), как, например, "Времена года" Вивальди. Это целая удивительная коллекция самых разных сочетаний оркестра и ансамблей солистов (так называемых "концертино").
Кроме того, иногда Бах обходится и без солистов (концерт во времена барокко был очень растяжимым понятием), а местами наоборот - солисты обходятся практически без оркестра. В пяти из шести концертов по три части, только в Первом их четыре.
Для маркграфа этот подарок оказался совершенно бесполезным. Его придворную музыку обслуживали всего лишь шесть музыкантов, а для исполнения концертов Баха нужен был оркестр как минимум из семнадцати инструментов.
Бесценный дар Баха пролежал в пыльных архивах Его Высочества до самой его кончины в 1734 году, счастливо избежав пожара и мышей. Когда пришла пора раздела имущества покойного наследниками, его нотное собрание было оценено из расчёта 4 гроша за одно сочинение. Стоимость шести концертов Баха таким образом составила (6х4=24) 24 гроша.
Переходя от владельца к владельцу, автографы Бранденбургских концертов в итоге попали на полки хранилища Берлинской библиотеки и покоились там ещё несколько десятков лет, пока в 1847 году их не обнаружил при плановой каталогизации хранитель фондов этой библиотеки Зигфрид Ден. Он же и подготовил к изданию эти концерты. Благодаря ему они стали известны людям, начиная с 1850 года.
Крёстный отец Бранденбургских концертов
Между прочим, крёстный отец Бранденбургских концертов сыграл также важную роль в истории русской музыки.
К нему в Берлин ездил учиться контрапункту начинающий композитор Михаил Иванович Глинка. Все мудрёные фугато в его "Жизни за царя" и тонкая подголосочная полифония "Камаринской" есть итоги этих занятий.
Учеником Зигфрида Дена был также Антон Рубинштейн и отчасти Александр Сергеевич Даргомыжский, поскольку он изучал искусство композиции по конспектам Глинки.
Глинка дружил с немецким мастером и, как известно, умер в его доме. Именно Ден проводил своего русского друга в последний путь и организовал его похороны в Берлине.
Бах в 21 веке
Публикация Бранденбургских концертов в 1850 году не означала немедленного введения их в концертный оборот потому что не все они могли быть исполнены в оригинальном звучании.
В 19 веке уже не было многих инструментов, для которых Бах писал эту музыку. Никто не мог сыграть виртуозную партию трубы кларино (барочный инструмент с очень высоким звуком) во Втором концерте, вышли из употребления виолы да браччо и виолы да гамба (в Шестом концерте), а также барочные флейты.
Поэтому их заменяли другими, современными инструментами и, следуя романтической моде на масштабные звучания, исполняли большими составами.
Время оригинального Баха пришло в 21 веке, когда аутентичное исполнительство отточило свой инструментарий и создало новую культуру звучания барочной музыки. Теперь мы слышим Бранденбургские концерты примерно так, как они звучали бы во времена Баха.
Музыка этих концертов очень разная и, можно сказать, интернациональная по стилю. Вот эта красота, например - искусный симбиоз итальянской мелодичности, французской чувствительности и строгой меры немецких пропорций.
Анданте (вторая часть) из Второго концерта фа мажор.
О самых популярных и любимых сочинениях классиков - моя книга (издательство АСТ) 👉"50 музыкальных шедевров. Популярная история классической музыки"