Проявление учебной неуспешности на разных уровнях образования.
Чем выше класс, тем серьезнее проявляется отсутствие мотивации и учебная неуспешность у обучающегося.
Для начального образования (1-4 классы) характерны проявления, специфические для отдельных школьных предметов:
▪️пропуск букв и орфографические ошибки (родной язык)
▪️трудности решения математических задач (математика)
▪️затруднения в действиях по образцу;
▪️трудности понимания объяснений учителя;
▪️затруднения в понимании и пересказе текстов.
Учебная неуспешность в основной школе (5-9 классы) имеет свои особенности. Многие из них обусловлены несформированностью умения учиться. Наблюдаются:
▪️пробелы в предметных знаниях;
▪️низкий интерес к поиску решения учебной задачи;
▪️неустойчивая успеваемость;
▪️трудности адаптации к различным требованиям многих учителей;
▪️проблемы выстраивания взаимоотношений с одноклассниками.
В старших классах впервые возникает сознательное отношение к учению, поэтому проявления учебной неуспешности не такие разнообразные и встречаются не так часто, как у подростков средних классов. У старшеклассников наблюдаются:
▪️устойчиво низкая успеваемость практически по всем предметам;
▪️неровная или низкая успеваемость по любимым предметам;
Итак, на любом уровне системы образования учебная неуспешность связана с мотивацией учения. Но причины этого могут быть совершенно разными. Поэтому важно говорить с детьми об их ментальном состоянии и внутренней позиции по отношению к школе.
Что говорит ваш ребенок?
▪️«Не хочу (и не умею) учиться»
▪️«Умею, но не хочу!»
▪️«Умею, хочу и буду учиться. Но сейчас мне важно еще и многое другое в моей жизни»
Определение внутренней позиции ребенка позволит понять, почему ему не хватает мотивации.
В следующий раз мы поговорим о том, какие решения видит современная педагогика в вопросе стимулирования мотивации к обучению.