Найти тему

О подвигах советских летчиков на легендарной воздушной трассе Аляска – Сибирь написал иркутский журналист

Журналист Михаил Денискин, известный своими исследованиями авиатрассы Аляска – Сибирь, в Музее истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова представил свою новую книгу «Летящие».

Подвиг советских летчиков

Истребители «Эйркобра», бомбардировщики «Бостон» и «Митчелл», а также транспортные «Дуглас» Си-47 – всего из Фэрбэнкса (Аляска) до Красноярска было доставлено почти 8 тыс. машин. Весь маршрут более 6 тыс. км перегонщики проходили над проливом Беренга, над чукотской тундрой, над Верхоянским высокогорьем (тут летчики летели в кислородных масках) и над бескрайней сибирской тайгой.

В далеком 1983 году молодой корреспондент газеты «Советская молодежь» впервые узнал, что через Иркутскую область пролегал замыкающий отрезок секретной трассы, по которой во время Великой Отечественной войны советские летчики перегоняли для фронта самолеты – их США поставляли нам по договору ленд-лиза.
В далеком 1983 году молодой корреспондент газеты «Советская молодежь» впервые узнал, что через Иркутскую область пролегал замыкающий отрезок секретной трассы, по которой во время Великой Отечественной войны советские летчики перегоняли для фронта самолеты – их США поставляли нам по договору ленд-лиза.

Лютые морозы (до минус 50 градусов) и летняя жара (до плюс 30) были еще не самыми страшными врагами пилотов. На первом этапе перегонки, оказалось, американская техника не выдерживает нашего климата: крошилась резина бензопроводов, масло превращалось в камень, бензин не воспламенялся. Но самолеты шли! И зачастую единственным препятствием для вылета была плохая погода в пункте назначения: на обратный путь не хватило бы топлива…

Почти полвека после Победы архивы 1-й Краснознаменной Перегоночной авиадивизии оставались засекреченными. Но Михаил Денискин по крупицам собирал информацию. Удалось установить, что за 32 месяца перегонки на трассе погибли 112 «сталинских соколов». Из них 15 – на территории Иркутской области, при этом шестеро долгие годы считались пропавшими без вести.

-2

Поиски продолжаются

Автор книги «Летящие» рассказал про поисковые экспедиции, в которых участвовал сам. Так, в 1987 году в Киренском районе удалось обнаружить обломки бомбардировщика «Бостон» и поднять останки экипажа, пропавшего 24 марта 1943 года. Именно с этого, сказал Михаил Денискин, началась его личная поисковая работа: годы ушли на работу в архивах и розыск родственников. Но все имена погибших были установлены. 1 сентября 1988 года капитаны Лобарев и Ершов, стрелок-радист Василий Нечепуренко (его первый и последний полет) с воинскими почестями были упокоены в Киренске.

В 2003 году в Усть-Кутском районе экспедиция Георгия Куприянова, которую направлял Денискин, нашла в тайге обломки «Бостона», останки пилота Заломина и штурмана Максимова, которые пропали в июле 1943 года.

– Есть какая-то магия чисел, – говорит автор книги. – Судите сами: мужики пропали в 43-м, нашли их в 2003-м, а в 2013 году мне из Приморья позвонила дама: «Здравствуйте, я – внучка штурмана Максимова!» И через пять лет мы встретились – две внучки и правнук штурмана – в Усть-Куте на открытии памятника летчикам…

Однако самым значимым в своей работе журналист считает поиск капитана Чуйко. Этот летчик 24 октября 1943 года на истребителе стартовал из Нижнеилимска (там был вспомогательный аэродром) и пошел на Красноярск. И исчез. Несколько экспедиций результата не дали.

– Мы «истоптали» десятки километров тайги, но кроме трех обломков баллистической ракеты ничего не нашли. Но мы уверены: Чуйко упал в Чунском районе, искать его нужно именно там, – уверен автор книги.

-3

Первое интервью иркутскому радио на обломках «Бостона» (29 июля 1987 года, фото Валерия Орсоева)

По небу на фронт

Иркутская история трассы Аляска – Сибирь в книге Михаила Денискина на этом завершается. Но читателя ждет продолжение. Оказывается, в военные годы работала еще одна перегоночная трасса: с авиазаводов Комсомольска-на-Амуре и нашего Иркутска экипажи гнали на фронт бомбардировщики Ил-4 и Пе-2. Они летели вдоль железной дороги, которую называли «компасом Кагановича» (в то время нарком путей сообщения).

На аэродроме Белая в Усольском районе экипажи дозаправлялись. При этом здесь, на аэродроме Южный, новенькие машины Пе-2 осваивали фронтовые летчики. Увы, тренировочные полеты не обходились без жертв. К удивлению нынешних жителей Тайтурки, на местных кладбищах похоронены 36 летчиков (сейчас могилы утрачены).

Михаилу Денискину и красноярскому поисковику Вячеславу Филиппову через архивы удалось не только установить имена всех погибших и обстоятельства катастроф, но и разыскать родственников.

Так племянник молодого летчика Жени Дергунова приехал в Тайтурку, где ему, новосибирскому физику-ядерщику Виктору Гостееву, 19 августа 2019 года доверили открытие памятника погибшим летчикам на крутом берегу Белой…

– К сожалению, не памятники, а даже скромные обелиски не везде стоят на месте гибели или захоронений перегонщиков. С 1941 года по 1945-й мне удалось установить все авиакатастрофы (включая гражданские) на территории Иркутской области – они есть в книге, – говорит Михаил Денискин.

По завершении встречи Михаил Иннокентьевич вручил подарочные экземпляры книги родственникам иркутских летчиков-перегонщиков Самуила и Валентины Пиецких, Петра Скобуна и Андрея Хомякова. Автор сообщил, что нашел их родню в Минске и Самаре. Значит, поиск журналиста еще далек от завершения.

-4

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц