Журналист Михаил Денискин, известный своими исследованиями авиатрассы Аляска – Сибирь, в Музее истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова представил свою новую книгу «Летящие».
Подвиг советских летчиков
Истребители «Эйркобра», бомбардировщики «Бостон» и «Митчелл», а также транспортные «Дуглас» Си-47 – всего из Фэрбэнкса (Аляска) до Красноярска было доставлено почти 8 тыс. машин. Весь маршрут более 6 тыс. км перегонщики проходили над проливом Беренга, над чукотской тундрой, над Верхоянским высокогорьем (тут летчики летели в кислородных масках) и над бескрайней сибирской тайгой.
Лютые морозы (до минус 50 градусов) и летняя жара (до плюс 30) были еще не самыми страшными врагами пилотов. На первом этапе перегонки, оказалось, американская техника не выдерживает нашего климата: крошилась резина бензопроводов, масло превращалось в камень, бензин не воспламенялся. Но самолеты шли! И зачастую единственным препятствием для вылета была плохая погода в пункте назначения: на обратный путь не хватило бы топлива…
Почти полвека после Победы архивы 1-й Краснознаменной Перегоночной авиадивизии оставались засекреченными. Но Михаил Денискин по крупицам собирал информацию. Удалось установить, что за 32 месяца перегонки на трассе погибли 112 «сталинских соколов». Из них 15 – на территории Иркутской области, при этом шестеро долгие годы считались пропавшими без вести.
Поиски продолжаются
Автор книги «Летящие» рассказал про поисковые экспедиции, в которых участвовал сам. Так, в 1987 году в Киренском районе удалось обнаружить обломки бомбардировщика «Бостон» и поднять останки экипажа, пропавшего 24 марта 1943 года. Именно с этого, сказал Михаил Денискин, началась его личная поисковая работа: годы ушли на работу в архивах и розыск родственников. Но все имена погибших были установлены. 1 сентября 1988 года капитаны Лобарев и Ершов, стрелок-радист Василий Нечепуренко (его первый и последний полет) с воинскими почестями были упокоены в Киренске.
В 2003 году в Усть-Кутском районе экспедиция Георгия Куприянова, которую направлял Денискин, нашла в тайге обломки «Бостона», останки пилота Заломина и штурмана Максимова, которые пропали в июле 1943 года.
– Есть какая-то магия чисел, – говорит автор книги. – Судите сами: мужики пропали в 43-м, нашли их в 2003-м, а в 2013 году мне из Приморья позвонила дама: «Здравствуйте, я – внучка штурмана Максимова!» И через пять лет мы встретились – две внучки и правнук штурмана – в Усть-Куте на открытии памятника летчикам…
Однако самым значимым в своей работе журналист считает поиск капитана Чуйко. Этот летчик 24 октября 1943 года на истребителе стартовал из Нижнеилимска (там был вспомогательный аэродром) и пошел на Красноярск. И исчез. Несколько экспедиций результата не дали.
– Мы «истоптали» десятки километров тайги, но кроме трех обломков баллистической ракеты ничего не нашли. Но мы уверены: Чуйко упал в Чунском районе, искать его нужно именно там, – уверен автор книги.
Первое интервью иркутскому радио на обломках «Бостона» (29 июля 1987 года, фото Валерия Орсоева)
По небу на фронт
Иркутская история трассы Аляска – Сибирь в книге Михаила Денискина на этом завершается. Но читателя ждет продолжение. Оказывается, в военные годы работала еще одна перегоночная трасса: с авиазаводов Комсомольска-на-Амуре и нашего Иркутска экипажи гнали на фронт бомбардировщики Ил-4 и Пе-2. Они летели вдоль железной дороги, которую называли «компасом Кагановича» (в то время нарком путей сообщения).
На аэродроме Белая в Усольском районе экипажи дозаправлялись. При этом здесь, на аэродроме Южный, новенькие машины Пе-2 осваивали фронтовые летчики. Увы, тренировочные полеты не обходились без жертв. К удивлению нынешних жителей Тайтурки, на местных кладбищах похоронены 36 летчиков (сейчас могилы утрачены).
Михаилу Денискину и красноярскому поисковику Вячеславу Филиппову через архивы удалось не только установить имена всех погибших и обстоятельства катастроф, но и разыскать родственников.
Так племянник молодого летчика Жени Дергунова приехал в Тайтурку, где ему, новосибирскому физику-ядерщику Виктору Гостееву, 19 августа 2019 года доверили открытие памятника погибшим летчикам на крутом берегу Белой…
– К сожалению, не памятники, а даже скромные обелиски не везде стоят на месте гибели или захоронений перегонщиков. С 1941 года по 1945-й мне удалось установить все авиакатастрофы (включая гражданские) на территории Иркутской области – они есть в книге, – говорит Михаил Денискин.
По завершении встречи Михаил Иннокентьевич вручил подарочные экземпляры книги родственникам иркутских летчиков-перегонщиков Самуила и Валентины Пиецких, Петра Скобуна и Андрея Хомякова. Автор сообщил, что нашел их родню в Минске и Самаре. Значит, поиск журналиста еще далек от завершения.