Найти тему
музыка | filumjazz

King Crimson - "Red" 1974

Оглавление
Лонгрид:
Ровно год назад я начал писать тексты для дзен-канала БиС. Старался писать для них в режиме "одна заметка в неделю". Наконец, пришло время начать выкладывать всё это здесь.

Шаг вперёд, два шага назад. King Crimson "Red"

Постараюсь приоткрыть дверь для обычных, неподготовленных слушателей в мир необычного рока и джаза. Свою концепцию я назвал "Шаг вперёд, два шага назад". Посты с шевроном "шаг вперёд" будут рассказывать о более технически сложной музыке, "два шага назад" - о более технически простой, но не менее качественных записях.

Итак,

Шаг вперёд

Начну почти с мейнстрима, ну по крайней мере среди меломанов, с творчества британской группы King Crimson и их альбома 1974-го года Red.

Обложка альбома King Crimson - "Red"
Обложка альбома King Crimson - "Red"

О самой группе сейчас можно прочитать во множестве источников. Наверное, это самая влиятельная группа прог-рока всех времён и народов. Я бы о них тоже многое написал, но задача этого текста другая. Мне этот конкретный альбом нужен в качестве иллюстрации.

На этой пластинке 5 композиций: три на первой, две на второй. Раньше музыку слушали на пластинках и существовал ритуал переворачивания стороны, ну это для тех, кто забыл. Следовательно, альбомы комплектовались с учётом этого ритуала. Сейчас можно без отдыха прослушать сразу несколько, если они в одном плейлисте, можно даже всё перемешать, но это, скорее всего, не сделает вас ближе к пониманию музыки King Crimson. Дело в том, что кроме концептуальных целей компоновки альбомов, всегда была цель удержания внимание слушателя.

Именно поэтому, я вам предлагаю, если сложно осилить весь альбом целиком, сделать паузу после первых трёх композиций и продолжить через какое-то время.

Но не бойтесь. Сильно мучить себя, во-первых не придётся, а во-вторых все мучения — это задуманная часть квеста. Цель этого, кроме желания поэкспериментировать, создать контраст для восприятия.

Итак, первая одноимённая композиция не совсем простая:

Её задача вас, как слушателя, ошарашить и пока вы ещё свежи для восприятия изложить все самые новые наработки, найденные музыкантами. При этом первая композиция не должна быть сильно радикальной по звучанию, иначе вы, как покупатель, начав слушать пластинку в магазине, сразу отложите её и не будете покупать.

Чтобы вознаградить вас за внимание и дать немного передохнуть вторым номером идёт баллада Fallen Angel. Поверьте мне, если вы начнёте слушать сразу со второй вы не только по достоинству не оцените саму балладу, но и не получите острого наслаждения от смены диссонансов первой пьесы на гармоничность и мелодичность второй. Это манипуляция? Да! Но не выстрадав первый трек вы лишите себя возможности максимально наслаждаться на втором.

После того как вы получили первый экстаз вас можно погрузить глубже в музыкальные эксперименты. Послушайте, следующий трек One More Red Nightmare. Согласитесь, он уже не так ужасен.

Если устали самое время сделать небольшой перерыв, разомните ноги, приготовьте чай или кофе.

Сейчас, после небольшого отдыха вы способны выдержать ещё больше страданий. Ставим вторую сторону. Пьеса Providence:

Да тут придётся немного сосредоточиться. Музыка, особенно поначалу, по ощущениям, имеет очень мало общего с консонансностью, но и это неспроста. Вас готовят к следующей композиции — терпите! (по секрету скажу, что через какое-то время вы перестанете страдать при прослушивании таких экспериментов — начнёте входить во вкус и станете находить в этом свою гармонию).

И, наконец, то, ради чего пришлось немного потерпеть — пьеса Starless.

Если вы её начнёте слушать без подготовительной композиции Providence, вы себя попросту обокрадёте. Не поступайте так!

Вообще, пьеса Starless вбирает в себя все музыкальные идеи альбома. Начинается как баллада, но в какой-то момент в структуре происходит деформация, мелодизм уходит, переходя в "эксперименты", но вы-то уже догадываетесь — это всё для того, чтобы подарить вам в конце миг наивысшего наслаждения. И действительно, сколько не слушаю эту композицию с начала и до конца, неизменно, всегда, в конце испытываю чувство катарсиса.

Музыка King Crimson этим и сильна — она мостик к пониманию сложных гармоний, через контраст с простыми и красивыми балладами. Все их альбомы "грешат" этим. Но секрет в том, чтобы не пропускать сложные треки — потерпите и вам вернётся с лихвой!

Весь альбом можно добавить себе в коллекцию нажав сердечко:

Robert Fripp - Composer, Guitar, Keyboards, Mellotron, Remastering
David Cross - Composer, Keyboards, Violin
John Wetton - Bass, Composer, Vocals, Voices
Bill Bruford - Composer, Drums, Percussion
Ian McDonald - Flute, Keyboards, Sax (Alto)
Mel Collins - Sax (Soprano), Saxophone
Marc Charig - Cornet
Robin Miller - Oboe, Wind
Richard Palmer-James - Lyrics

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz