Найти тему
Максим Бутин

5660. И. И. ЛЕВИТАН. «НАД ВЕЧНЫМ ПОКОЕМ»...

1. Почти любая картина любого художника столь многообразна, что найти зрителю смысловой её центр бывает подчас довольно трудно. Более того, этого центра может вовсе и не быть на полотне, или, что то же самое, центров может быть много. А коли много, то и осмыслена картина может быть по-разному, и эти разные осмысления будут вполне оправданными содержанием и формой картины, то есть будут равноправными, а сама картина после проделанных осмыслений предстанет многосмысленной.

Это вовсе не обязательно хорошо, многосмысленность не замена таланту. Просто многосмысленность может быть присуща картине, а может и не быть присуща. То есть «много-» и «одно-» — это некоторая специфика картины.

2. Отыскать центр осмысления подчас помогает название картины, данное самим артистом или данное искусствоведами. Но название не должно смущать сознание ищущее и как-либо его ограничивать. Зрительское сознание может как согласиться с названием, так и пренебречь им и продолжить свободные поиски смысла картины уже в абстракции от названия. Так, картина Виктора Михайловича Васнецова (1848.05.03 (1848.05.15) — 1926.07.23) «Богатыри» (1881 — 1898) упорно называется знающим и помнящим её народом «Три богатыря». Народ проявил свою склонность к арифметике, пересчитал богатырей и запомнил картину по их числу. Это может несколько менять осмысление картины, может менять к ней отношение, но большого значения не имеет, главное ведь идея художника — сила богатырская стоит на страже Родины, на страже земель русских, сомнений в том, что эти пограничники даже без Мухтара защитят Русь в зрительском сознании возникнуть не должно, столь велика, столь грозна всегдашняя сила богатырей, представленных тремя поколениями: старшим — Добрыней Никитичем, средним — Ильёй Муромцем, младшим — Алёшей Поповичем. Сам В. М. Васнецов писал так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

В. М. Васнецов. Богатыри (холст, масло, 295,3х446 (см), 1881 — 1898, ГТГ, инв. №1019)...

3. В Государственной Третьяковской галерее имеется картина Исаака Ильича Левитана (1860.10.03 (1860.10.15) — 1900.07.22 (1900.08.04)) «Над вечным покоем» (холст, масло, 150х206 (см), 1894, ГТГ, инв. №1486)...

-2

Её причисляют к самым несомненным шедеврам талантливого художника. Но хотелось бы помимо знакомства с этой теорией чисел от искусствоведов посмотреть саму картину и усмотреть в ней то, за что её и стоит ценить.

И тут нам в подмогу авторское название картины «Над вечным покоем». Несомненно, картина имеет и другие осмысления, и мы одно из них представим, но стоит и данное авторским названием указание применить к выявлению смыслового центра или позиции зрительского осмысления картины.

4. Глаза зрителя смотрят на пейзаж, представленный художником, с высоты птичьего полёта. Не вовсе с небес, но будем считать, что птицы не только на соколиной высоте, но и ближе к земле летают. Поэтому позиция «над» для зрителя несомненна.

А что же с покоем? Поначалу, при невнимательном осмотре картины, может показаться, что покой — это покой природы, покой неба, воды, земли… Однако небо в тучах, причём не самых безмятежных. Справа вверху написано тёмное грозовое облако. По центру вверху его подпирает кучевое белое и пронзает стрела перистого. Это создаёт впечатление, что тёмная грозовая туча вытесняется менее грозовыми облаками. И сквозь белое облако, а частично и сквозь тёмно-серое грозовое, проникают полосы лучей солнечного света. Так что белое облако, оттесняя грозовое тёмное, ещё и открывает солнце. В левой части картины остался фрагмент тёмно-серого облака, так что эта борьба с грозой грозит будущим успехом света. И это ровно половина картины, верхняя её часть.

Что тут нет покоя в природе, что тучи не застыли на картине, а гонятся ветром слева вдаль направо, видно по нижней части полотна: ветви деревьев наклонены именно в эту сторону и едва заметная рябь на воде тоже свидетельствует о потоках воздуха. Неподвижен утёс, неподвижны берега, неподвижен остров, неподвижен мыс, вдающийся в воду на картине справа, но это и вся неподвижность природы. Можно констатировать: в природе покоя нет. Конечно, нет бури, нет труса земного, но нет и покоя.

5. Покой, и даже вечный покой, надо искать в нижней трети картины справа, то есть на утёсе, мысом вдающемся в зеркало воды. Там расположено кладбище. И, судя по покосившимся и поваленным крестам — кладбище неухоженное и чуть ли не заброшенное. Такое бывает, когда у людей ни руки, ни ноги не доходят до работы с памятью об ушедших от них, и тропинка в кладбищенскую церковь художником еле намечена. И тогда эти ушедшие в мир иной не беспокоимы даже здешней памятью о них, пребывают в вечном покое. И хотя три четверти площади картины заняты пейзажем природным, однако же пейзаж рукотворный, к тому же композиционно смещённый в левый угол, приковывает главное внимание зрителя, и противопоставлен правому верхнему углу с грозовой тучей. Покой здесь, гроза же уносима ветром, вот-вот и солнце появится и сделает всё более ясным, но нужна ли зрителю эта дополнительная ясность? Мелкие полутёмные намёки и наметки артиста и так дошли до зрителя. Солнечный прожектор может даже всё впечатление испортить.

6. Ещё только пару деталей следует описать, обратить на них зрительское внимание.

(1) На острове вдалеке имеется два-три строения. Значит, и там есть люди. И там они одни. И там они одиноки. Там если и не совсем покой, то одиночество: в покое сам не движешься, в одиночестве вокруг тебя не движутся.

(2) Абсида храма светится своим крохотным окошком. То есть в алтарной части храма горят свечи. Стало быть, идёт богослужение. Скорее всего, в храме только священник. Люди забыли свой погост. Но Бог не покинул ни покоящихся на нём, ни живых.

7. Если вы думаете, что это — единственное осмысление картины, то ошибаетесь.

Конечно, лишь в качестве курьёза можно было бы привести такое толкование одного из фрагментов этого полотна: «Хрупкие деревья сгибаются под сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая в церковь — символ забвения, заброшенности, истёртости». Как «тонкая, прерывистая тропинка» становится символом именно истёртости — это надо ещё думать и думать… И почему сгибающиеся от ветра деревья «хрупкие»? Наверное, надо сказать «гибкие»? Хрупкие же ломаются? Да и так ли уж силён ветер? Приглядитесь к углу наклона ветвей...

Описание картины "Над вечным покоем", Левитан, 1894

8. Наше же новое толкование картины в целом, не связанное с названием, данным самим И. И. Левитаном, таково. — Это вечное общение стихий, которые связаны с древними первоэлементами, из которых построен космос: стихий воздуха, воды, земли и огня на фоне бренности людской жизни и под наблюдением конструктора космоса — Бога.

2022.06.09.