Масштабы сражения, произошедшего при Фонтенуа в 841 году, как и почти все средневековые битвы, были сильно преувеличены хронистами.
Даже в начале 20-го века считалось, что в нем участвовало 300 000 воинов.
В действительности число участников боевых действий было как минимум в десять раз меньше. Это не меняет того факта, что столкновение было одним из самых кровавых и беспощадных в раннем Средневековье.
Битва при Фонтенуа была одним из самых травмирующих событий девятого века.
Армии четырех потомков Карла Великого встретились в Фонтенуа (ныне Фонтенуа-ан-Пюизе в Бургундии) 25 июня 841 года.
Между собой боролись сторонники сохранения компактности Франкской империи и сторонники независимости, которые хотели независимости от молодой, шаткой империи.
Победили сторонники второго варианта: Карл Лысый и Людовик Немецкий.
Многочисленный, множественный, неизмеримый
Братоубийственное столкновение оказалось невероятно кровопролитным, враждующие стороны давили друг друга без пощады. Пропитанное кровью поле битвы при Фонтенуа было усеяно тысячами трупов.
Лишенные оружия, их тела сияли в солнечном свете белизной льняного белья.
Хронист Агнелл из Равенны, давая непрерывный отчет о гражданской войне между Каролингами, утверждал, что только на проигравшей стороне в столкновениях пало до 40 000 человек.
Приведенную цифру нельзя воспринимать всерьез.
Но нельзя игнорировать информацию по этому вопросу, появляющуюся во многих источниках. Их авторы, пишущие о человеческих потерях, использовали такие термины, как: "многочисленные", "тысячи", "множество", "неисчислимые", "невообразимые" и т.д.
Поэтому разумно предположить, что число погибших с обеих сторон вместе взятых составляло от нескольких до максимум нескольких тысяч.
Беспрецедентная бойня
Ожесточенность сторон прекрасно подтверждается сохранившимися свидетельствами.
Фульдские анналы сообщают, что "никто никогда прежде не слышал о таком большом хаосе в земле франков".
Анналы монастыря Сен-Бертен, с другой стороны, сообщают о расправе над бегущими воинами, которых "убивали до тех пор, пока Людовик и Карл, движимые благочестием, не запретили дальнейшее кровопролитие".
Поэт Ангильберт сетовал на "жестокую борьбу", в которой "брат брату готовил смерть". "Ни одна битва, даже самая большая бойня, не была более жестокой, чем эта", — подчеркнул он.
"Отсечение конечностей мечами не прекратилось"
Однако наиболее поразительным является рассказ Агнелла, основанный на опыте свидетеля столкновения — архиепископа Георгия из Равенны. Вот обширный отрывок из него в переводе:
Георгий прибыл к императору Лотарю с папскими посланниками, найдя его на поле битвы при Фонтенуа, где он сражался против Карла.
Армия Лотара была настолько многочисленной, что, как утверждали некоторые, ни одно четвероногое животное или птица меньшего размера не могли протиснуться или пролететь сквозь нее.
Битва произошла в субботу, на следующий день после праздника Рождения Святого Иоанна Крестителя. С обеих сторон были выпущены целые залпы сверкающих стрел всех видов. Оружие звенело, сверкающие щиты качались на их плечах.
Многие испугались и убежали, сердца наполнились трепетом, раздались глубокие вздохи. Тела падали под ударами мечей.
Вооруженный Лотар бросился в гущу врагов, но увидел, как со всех сторон бегут его побежденные. "Отрубание конечностей мечами не прекращалось".
Как уже говорилось, Лотар бросился в гущу вооруженных врагов, но на его стороне не было никого, кто мог бы ему помочь, но он сам смело пронзил многих своим копьем. Сам он одержал победу в битве, но все его люди бежали.
Историк утверждал, что главный неудачник столкновения, император Лотар, сражался так отважно, что десяти таких же смельчаков хватило бы для гарантии победы. Однако таких героев на поле боя не было.
В результате согласно этому крайне упрощенному взгляду на историю, раздел империи Карла Великого был предрешен.