Эта картина казалась специалистам настолько непохожей на другие работы Ван Гога, что когда она продавалась на аукционе в 1920 году, ее не стали покупать, в отличие от других цветочных натюрмортов. Когда же она, спустя 54 года все же оказалась в нидерландском музее, ее снабдили соответствующей табличкой, сообщающей, что полотно - подражание Ван Гогу неизвестного художника.
Искусствоведам казалось, что полотно уж слишком большое (что нехарактерно для голландца), стиль написания, выбор красок (а вернее их "нагромождение") и композиции - все как-то было не похоже на Ван Гога, по их мнению. Они даже детально разглядывали подпись Vincent, и там тоже находили несоответствия в написании букв, а также собственно в месте расположения подписи - в правом верхнем углу он обычно не подписывал свои полотна. В общем, настоящая детективная история.
И даже то, что еще в 1998 году рентгеновский снимок выявил под этим натюрмортом другую картину - двух борцов, обнаженных по пояс, не переубедил специалистов музея. Хотя было хорошо известно, что Ван Гог много своих картин написал поверх предыдущих, не меняя холста - казалось, что уже было о чем задуматься...
И они все-таки задумались: эти новые данные навели искусствоведов на дополнительные исследования, которые показали, что о картине с борцами Ван Гог писал своему брату Тео в начале 1886 года "На этой неделе я нарисовал большую вещь с двумя обнаженными торсами - двумя борцами [...] И мне очень нравится это делать". Точку в этой истории поставил только современный спектроскопический метод исследования, с помощью которого удалось в 2012 году практически полностью воссоздать картину того, что было изначально написано на холсте. Этот комплексный метод позволил увидеть не только типичный для Ван Гога характер мазка, но даже определить пигменты красок, которые он использовал в тот период своего творчества.
Тогда все и стало на свои места, и пазл сложился окончательно: большой холст Ван Гога заставили купить (об этом он жаловался своему брату в одном из писем) в Академии художеств Антверпена, куда нидерландец поступил в самом начале 1886 года. Большой холст был стандартным форматом для картин обучающихся в этом учебном заведении, частью курса которого и было изображение пары борцов.
Был еще один довод в пользу сомневающихся - об этом натюрморте он ничего не писал своему брату Тео, с которым он был очень близок. Но тут объяснение было очень простым - этот натюрморт Ван Гог написал уже в Париже, куда приехал к своему брату и откуда начался другой этап его творчества. Холст с борцами он взял с собой, а чтобы "перекрыть" старое изображение художник и использовал ту самую пышность цветов, которая так смутила музейщиков поначалу. Но в итоге справедливость восторжествовала, и этот цветочный натюрморт сменил табличку с надписью о "неизвестном мастере" на другую, с именем своего создателя.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #мировое искусство #картины #винсент ван гог #искусство