Найти в Дзене
Оксана Нарейко

Животный марафон. 9 июня. Книги

Мои добросовестность и примерность часто выходили мне боком. Вспомню случай в тему книг о животных: если бы я могла переместиться во времени в середину восьмидесятых и поймать себя в моей любимой библиотеке, где я брала книжку Гавриила Троепольского "Белый Бим, Черное ухо", я бы строго запретила самой себе читать этот роман. Но это невозможно, к моему огромному сожалению. Помню тот вечер, когда родители уже легли спать, а я, давясь слезами, дочитывала Белого Бима. Потом я выла до утра, не в силах перенести финал книги. Как моя мама - чуткая и умная женщина позволила мне читать Бима? Почему не сказала, что-то вроде: "Ксануля, подумаешь, получишь первую и последнюю "пару" по литературе, не рви себе серце, не читай!" Скорее всего, я просто не сказала ей, что нам было задано по внеклассному чтению. При чем здесь моя примерность? При том, что я вкратце знала содержание книги, но не могла даже представить, что я приду неподготовленной на урок, поэтому я добросовестно прочитала роман, сожгла уйму нервных леток, надорвала себе сердце и в школу шла зареванная. Кстати, если я правильно помню, книгу мы не "разбирали", так как большая часть класса ее не прочитала.

Как-то я читала отзывы на этот роман. Те, кто его прочел, делятся на 3 группы: 1) роман прекрасный, часто его перечитываю; 2) роман прекрасный, перечитывать не буду; 3) роман прекрасный, но какого лешего я его читал(а). Как вы догадываетесь, я отношусь к третьей группе. Да, я жалею, что прочитала книгу. Также я жалею, что в детстве у меня не отобрали книгу рассказов Сетона-Томпсона. Как я плакала над судьбой волка Лобо!

Нужны ли такие книги? Не мне судить. Стала бы я другой, если бы не прочитала их? Не знаю. Нужно ли сейчас читать детям эти книги? Тоже не знаю. Знаю я другое, в мировой литературе очень много книг, способных пробудить сочувствие, любовь ко всему живому, книг, в которых животные болеют и умирают, но которые "легче", не настолько жестоки. Вот о них сегодня и разговор.

Мои детские книжки... несколько лет назад решила их отдать детям знакомых. Над каждой книжкой почти ревела, у меня было чувство, что я их предаю. В итоге отдала самые нелюбимые (это не значит плохие), а дорогие моему сердцу оставила. Да, иногда их перечитываю, признаюсь. Вера Чаплина и ее воробушек Пик, а также выдра Ная и безымянный медвежонок. Константин Паустовский и его золотой линь и кот-ворюга. Татьяна Тихова и ее лайка Буран. Это самые любимые. Михаила Пришвина забыла! Как же я люблю его рассказы о собаках и охоте, а про ежа, которого он принес домой помните? А лисичкин хлеб? Помните?

Прекрасные книги! И добрые, и поучительные, и интересные. Они о главном - о ценности любого живого организма, о гармонии, о сочувствии, о любви к всему живому.

Чуть позже я открыла для себя Джеральда Даррелла. Прочитала почти все его романы, завидовала его жизни, не скрою, о такой я и мечтала - полной приключений и путешествий. Смогла бы я вот так ловить животинок? Нет, даже ради благого дела. Кстати, в биографии Даррелла, которую написал Дуглас Боттинг есть несколько неприятных и некрасивых моментов, о которых Джерри в своих книгах предпочел умолчать. Если интересно, прочитайте. Даррелл писал настолько ярко, живописно, что я, честно говоря, немного разочаровалась, когда узнала, что в трилогии о жизни семьи Дарреллов на Корфу далеко не все правда.Жаль было расставаться со сказкой.

Также я была разочарована, когда узнала, что деревеньки Дарроуби нет на белом свете, а есть Тирск, где сейчас работает музей "Мир Джеймса Хэрриота" и, если повезет, можно даже поговорить с его дочкой Рози. Джеймс Хэрриот - моя школьная любовь. Книжка, которую мне вручила знакомая библиотекарь, достала из потайного ящика, в нем она держала самые интересные книги для постоянных посетителей, открыла мне двери в мир ветеринарии. Громко звучит, знаю, но так и было. Я читала и перечитывала Джеймса Хэрриота десятки раз. Я грезила Йоркширскими холмами, да и до сих пор тихонько мечтаю о них. Кстати, пару лет назад по одному из каналов шел документальный сериал о клинике Джеймса Хэрриота, в интернете его нет, к моему величайшему сожалению. А сериал был невероятно интересным. Один из ветеринаров говорил в начале: "У меня лучшая работа на свете!" И, знаете, я с ним полностью согласна!

О Джеймсе Хэрриоте - его настоящее имя Альфред Уайт, написал его сын - Джим Уайт, и снова я была слегка разочарована. Дарроуби не существует, герои списаны с реальных людей не один в один, а перемешаны так, чтобы никто не догадался (уже начав писать я поняла, почему Джеймс Хэрриот так поступал, люди могут обидеться, я и сама "путаю следы"), да и жизнь у него была не настолько ровная, как описано в романах. Но такова сила талантливого художественного слова. Ему веришь, каждой букве!

Сейчас я редко читаю о животных. В основном, перечитываю любимые книги, зная, где надо перелистнуть несколько страниц, чтобы не читать о смерти или болезни. Скажете, слишком берегу себя? Вы будете правы. У меня есть неподтвержденная теория (у меня много теорий), что в молодости у человека и нервных клеток побольше, и душа может легче "переварить" трагедии. Но чем старше человек становится, чем больше жизненных трагедий и потерь переживает, тем тяжелее ему переносить придуманные истории. Тем больше хочется света и радости.

На этой оптимистической ноте я с вами сегодня прощаюсь и иду выяснять отношения с Серым, который дружит со мной весьма избирательно, а именно: около миски с кормом дружит, а на балконе шипит. Думаю, Серый несколько неправильно понимает женскую психологию, и надо ему строго ее объяснить, пока это не сделал брутальный и суровый Шарапов.

Также напоминаю вам про свой телеграм канал https://t.me/oksananareiko я сегодня дочитала повесть "Карта" и если вам нравится слушать, вы можете написать, какую именно сказку вы хотите, чтобы я прочитала.