Что такое система Moodle?
Система дистанционного обучения Moodle (или же в полной расшифровке этот продукт имеет название Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — популярная система электронного обучения. Платформа активно используется во многих странах мира для организации и проведения дистанционных обучающих занятий – курсов, вебинаров, тренингов.
Если вас интересует, а для кого подходит Moodle, и для кого платформа – это, напротив, – не самое удачное решение, то помните: Moodle – универсальная платформа.
Система Moodle 4.0 подходит как для учебных заведений (университетов, колледжей, школ), так и предприятий, организаций, которые заинтересованы в корпоративном профессиональном развитии своих сотрудников.
Возможности Moodle
Система Moodle – это платформа, которая позволяет продуктивно разрешать широкий спектр задач:
- систематизировать и сохранять информацию,
- генерировать новый учебный контент,
- назначать учебные материалы нужной аудитории,
- анализировать данные (компетенции, прогресс учащихся).
Да, версии, которые существовали до 2022 года, увы, устраивали не всех пользователей. У первых версий были проблемы с уровнем безопасности. Затем уязвимыми местами ряда версий была навигация, интерфейс, не всех устраивал функционал. Но обновление платформы до версии 4.0 кардинально решило эти проблемы. Теперь никто не может сказать о перегруженности интерфейса, а функционал позволяет максимально эффективно решать широкий спектр задач, которые связаны с созданием и управлением учебными курсами, оценкой знаний и навыков посредством тестирования, аттестации, совместной работой над задачами. Посредством платформы удобно проводить дистанционные лекции, викторины, семинары, оценивать прогресс.
Большая популярность системы связана с её открытым кодом. Благодаря нему LMS можно беспрепятственно дорабатывать и адаптировать под нужды учебного заведения, компании.
Не подойти в качестве решения Moodle может разве только в ситуациях, когда онлайн-обучение нужно запустить очень быстро, и нет времени на такие этапы как установка платформы на сервер, интеграция в LMS Moodle учебного контента.
Впрочем, в панику впадать не нужно и в этом случае. Если вы сотрудничаете с Международным инжиниринговым центром SENSYS, вы всегда можете доверить нашей команде работу с серверной частью, непосредственно установку Moodle, работу с доменом и сертификатом, настройку дизайна, структуры, обучиться наиболее рациональным техникам настройки ролей, расширений элементов, работе с редактором курсов, обучению сбору данных (обратная связь). Стоимость внедрения будет зависеть непосредственно от ваших задач.
В качестве быстрого наполнения LMS Moodle вы можете использовать решения интеграции контента между платформами, такие как LTI, SCORM и мн. другие. Для этого необходимо найти платформу, в которой возможно “передать” свой контент вашей системе.
Создание и управление
В общем случае для добавления курса вам необходимо использовать следующий путь: «В начало -– Добавить курс» или будучи администратором портала использовать панель «Администрирование - Вкладка курсы - Управления курсами и категориями - Создать новый курс». В панели «Управления курсами и категориями» есть возможность создавать категории курсов.
В группе «Общие» есть поля для внесения полного названия курса, краткого курса, категории курса (её выбирают из выпадающего списка), статуса видимости курса, дат (начала и окончания курса), идентификационного номера курса.
В поле «Описание» вносится резюме обучающего продукта. Важно заполнить это поле максимально конкретно, так как описание наряду с названием участвует в поиске.
При добавлении курса прописывается формат. Он указывает на представление страницы курса.
Чаще всего курс представляет собой разделы по темам. При этом, если даты обучения чётко регламентированы, организатор обучения создаёт мотивацию обучения в виде чётких сроков (дедлайнов), то удачный вариант – формат-календарь. В этом случае модули открываются на определенный промежуток времени, а затем становятся недоступными. Если же обучение настроено на максимальную гибкость, организатор обучения хочет обеспечить постоянный доступ к материалам, не ограничивает сроки обучения, то удобен формат-структура.
При гибком подходе к организации курсов также полезен формат-форум. Иногда этот формат курсов используется как альтернатива традиционной доске объявлений кафедры.
Наполнение курсов осуществляется с помощью «Элементов курса» и «Ресурсов»: страниц, анкет, тестов, файлов, пакетов SCORM, ссылок, форумов и т.д.
Ресурсы предназначены для представления статичных материалов курса, элементы – для активных, самостоятельных действий студентов, обучающегося персонала (выполнения тренировочных заданий, тестов для оценки знаний).
Курсы в системе создаются в режиме редактирования. В зависимости от целей, задач они наполняются разными элементами, ресурса. Для всех их можно задать свои настройки.
В том числе, для каждого курса есть возможность задать права. Например, если с системой работают ассистент, учитель и управляющий, то для ассистента, например, можно сделать доступным только просмотр курса без права редактирования, а другим лицами предоставить доступ к более широкому спектру работ, вплоть для обезличивания данных пользователей при резервном копировании. Такая возможность ценна, например, для управляющего курсов.
Совместное решение учебных задач
Идеальные инструменты для совместного решения учебных задач - это форумы, практикумы, глоссарии.
Учебный процесс при этом может быть синхронным и асинхронным. В последнем случае каждый студент изучает материал в максимально удобном для себя темпе.
Для совместной работы особенно активно применяются следующие элементы:
- Элемент «База данных». Подходит для совместного накопления тематического материала, документов, гиперссылок, библиографических ссылок.
- Элемент «Чат» дает возможность участникам курса проводить совместные обсуждения. При этом беседой можно управлять. В частности, можно задавать дату и часы следующей беседы, устанавливать периодичность (удобно, если, к примеру, организатор хочет организовать тематические обсуждения студентов с чёткой периодичностью). Предусмотрена возможность создавать чаты для разных групп, просматривать предыдущие сессии и т.д.
- Элемент Вики. Роль Вики важна, если создаются совместные информационные документы, и требуется постоянная доработка, корректировка их содержания.
- Элемент Форум. Может быть реализован как обсуждение или «Вопрос-ответ». Наиболее частые сферы применения форума – общение (в том числе профессиональное – между преподавателями), информирование (сообщение о новостях).
Тестирование и анкетирование
В Moodle – широкие возможности для тестирования и анкетирования. Тестирование позволяет устроить проверку знаний разными способами.
Можно подключить встроенный редактор и проверку знаний проводить посредством тестирования с множественным выбором, коротким ответом, написанием эссе.
Можно задействовать сторонние конструкторы (например, iSpring Suite). Так как Moodle дружелюбна к всевозможным интеграциям, такие условия есть.
Широкие возможности для преподавателей обеспечивают и модули анкетирования. Они могут решать несколько задач:
- Помогать преподавателям познакомиться с учащимися. По этой причине анкетирование с помощью Moodle особенно популярно в электронном обучении на начальном этапе. Фактически это инструмент, который помогает задать вектор движения, обучения.
- Контролировать, оценивать учащихся.
- Стимулировать к решению определенных задач.
Аттестация сотрудников
Так как платформа обладает широким функционалом для создания и проведения тестов, её очень удобно использовать для аудита, аттестации персонала.
Благодаря тому, что тесты могут быть разных типов, нет проблем для организации аттестации самого разного уровня и плана.
Это могут быть аттестация по итогам испытательного срока, очередная аттестация (например, раз в три года), аттестация при переводе на другую должность или структурное подразделение.
Аналитика в Moodle
Moodle располагает встроенной системой аналитики. Это автоматизированный инструмент формирования отчётов. Из них легко увидеть уровень активности пользователей платформы. В том числе, в фокусе можно держать входы и выходы, просмотры пользователей, работу студентов с разных устройств.
Очень удобно, что есть возможность изучать информацию как в виде графиков, так и в виде таблиц, анализировать статистику событий.
Большой интерес у преподавателей вызывают отчёты участия учащихся в конкретном курсе. Здесь наглядно видна вовлечённость, данные о лицах, которые не приступили к выполнению заданий или не укладываются в сроки выполнения заданий (актуально для курсов, где время на прохождения каждого модуля курса регламентировано временными рамками).
Отчёты такого плана – это не просто набор данных для преподавателя, а сигнал к выполнению определённых действий: например, отправки сообщения с напоминанием начать прохождение курса, ускорить скорость прохождения.
Мобильное обучение
Разработчик позаботился о том, чтобы процесс обучения был комфортен не только на десктопе, но и мобильных устройствах. Он позаботился о создании мобильного приложения.
Мобильное приложение Moodle – это:
- Удобный просмотр элементов курса.
- Возможность скачивания материалов для оффлайн-просмотра. Для реализации этой возможности в настройках выбирается параметр "Разрешить прохождение лекции в автономном режиме с помощью мобильного приложения". Когда пользователь находится в сети, он скачивает элемент (например, лекцию) на мобильное устройство, когда в не сети – может изучать её в автономном режиме.
- Возможность сортировки заданий по курсам, дате завершения.
- Инструменты для коммуникации (с преподавателями, иными учащимися).
- Организованная система уведомлений, которая позволяет быть в курсе событий: например, начале проверки заданий, пришедших личных сообщений.
- Все условия для прохождения тестирования, отслеживания прогресса, записи на курсы с мобильного.
Интеграция Moodle с другими сервисами
Один из неоспоримых плюсов – это возможность интегрировать LMS Moodle с другими сервисами. Благодаря этому можно существенно расширить возможность Moodle.
Например, если среди задач – продажа курсов, то часто систему Moodle интегрируют с CRM. В том числе, например, с популярной CRM Битрикс 24. Для этого используются плагины Arlo и Edwiser Bridge. Также нередко для продажи курсов используют интеграции Moodle Joomla+Virtuemart.
Если для создания образовательной инфраструктуры важно обеспечить максимально эффективные коммуникации с упором не только на общение в чате, но и онлайн-встречи, обмен голосовыми сообщениями, Moodle интегрируют с платформами Microsoft Teams, Zoom, BigBlueButton или иными решениями для онлайн-конференций.
Технические требования
Важно учитывать требования к браузеру, а, если вы являетесь администраторам, и технические требования к базе данных.
Технические требования для пользователя
Для обеспечения эффективной работы с платформой и оптимального уровня безопасности важно использовать актуальные версии браузеров.
Если речь идёт о десктопе, то это:
- Chrome.
- Firefox.
- Safari (не ниже Safari 7).
- Edge.
Обратите внимание: Moodle 4.0 НЕ поддерживает Internet Explorer 11.
Safari 7 и ниже имеют известные проблемы совместимости с Moodle 4.0.
Для работы с Moodle 4.0 с мобильных устройств рекомендовано пользоваться браузерами Mobile Safari или Google Chrome.
Технические требования для администраторов
Требования к серверу: минимальная версия PHP 7.3.0, рекомендуется использовать расширение PHP sodium, для установок PHP 7.x рекомендуется установить значение max_input_vars.
Требования к базам данных: последние стабильные версии PostgreSQL, MySQL (5.7 или выше), MariaDB ( 10.2.29 или выше), Microsoft SQL Server 2017, Oracle (11.2 или выше).
Управление пользователями
У администраторов есть большой спектр возможностей для управления пользователями, в том числе для:
Установки для курсов «кодовых слов», которые служат «блокировщиками» для нежелательных пользователей. Как это работает на практике: учащимся сообщаются кодовые слова, и для доступа в систему они должны использовать их как пароли.
Назначения сроков, когда учащийся будет автоматически исключен из системы. Такая функция может быть актуальна для пользователей, которые в заданный период не заходят в курс.
Создания записи на курс.
Создания роли – разрешения конкретному типу пользователей определённые действия, например: разрешить отвечать на сообщения в форуме.
Управление контентом
Права для управления контентом задаются с учетом предустановленных ролей: например, администратор, создатель курсов, учитель:
- Администратор наделяется максимальными правами для управления контентом.
- Создатель курсов может создавать курсы, редактировать содержимое и обучать.
- Учитель может редактировать содержимое уже добавленных курсов и обучать в них.
- Выбор плагинов
- Кому-то при создании курсов достаточно готовых решений, кому-то требуется установка дополнительных плагинов – независимых компилируемых программных модулей, которые динамически подключаются к базовому решению и выполняют роль расширений, которые работают на увеличение возможностей.
Есть бесплатные и платные плагины Moodle. В том числе, популярностью пользуются расширения, направленные на следующие цели:
- генерацию курсов,
- создание пошаговых руководств, инструкций,
- геймификацию обучения (внедрение в учебный процесс игр),
- визуализацию достижений учащихся (альтернатива «доске почёта),
- создание сертификатов (например, по итогам аттестации, сертификации персонала).
- Для выбора набора плагинов рекомендуется проанализировать, не дублируют ли они уже существующий опционал.
Как установить Moodle?
Для установки нужно:
- позаботиться о наличии сервера,
- проверить соответствие оборудования техническим требования системы,
- настроить веб-сервер согласно требованиям работы Moodle
- проверить корректность настроек веб-сервера,
- создать каталог для загрузки и хранения данных.
- создать пустую базу данных для Moodle,
- загрузить исходные коды Moodle на подготовленный веб-сервер
- произвести установку и последующую настройку системы.
Если вы не программист, не изобретайте велосипед, сразу доверьте внедрение профессионалам. Несмотря на то, что Moodle очень удобна для пользователей, внедрение, установка, настройка должны быть в приоритете специалистов.
Частые вопросы
Как создать курс в Moodle?
- В блоке «Настройки» выберите пункт «Администрирование» - «Курсы» - «Добавить/редактировать курсы».
- Выберите подходящую категорию
- Нажмите «Добавить курс» на открывшейся странице.
Как создать лекцию?
- Перейдите в режим редактирования.
- Нажмите «Добавить элемент или ресурс»
- Выберите ресурс «Лекция» и нажмите «Добавить»
- Введите название лекции.
Как создать тест в Moodle?
- Выше мы уже отмечали, что тесты можно создавать во встроенном и стороннем редакторе.
- При создании текста во встроенном редакторе в настройках задаются тип теста, число попыток, правило оценки. Задания можно группировать по блокам.
- Если нужно защитить тестирования от списывания, можно выставить дату и время тестирования.
Как перенести Moodle на хостинг?
Для переноса системы на хостинг используется раздел «Домены и поддомены», «Настройки DNS», где прописывается IP-адрес, выданный провайдером и Адрес протокола IPv6.
Как добавить нового пользователя в Moodle?
- Нового пользователя в Moodle добавляют через «Администрирование» и «учетные записи».
- При добавлении пользователя указывают логин, пароль, данные пользователя, страну, часовой пояс.
Заключение
Moodle как платформа удачно зарекомендовала себя как для решения задач ВУЗов, ССузов, школ, так и учебных центров при предприятиях, организациях.
С платформой у вас появились возможности для создания и управления курсами, совместной работы, аттестации, аналитики интеграции с другими сервисами.
Наиболее широкие возможности в наше время доступны с версией Moodle 4.0. .
Для пользователя Moodle – очень удобная платформа, но для внедрения и настроек системы, чтобы получить от платформы максимальную отдачу, лучше обратиться к специалистам. Кстати, они же проведут обучение, где расскажут о системе всё от А до Я: начиная от того, как войти в систему Moodle, продолжая управлением учебного содержания и тестированием пользователей.