Недавно я решила покрестить свою дочку. На самом деле я давно хотела это сделать, но как-то все время откладывала это. И вот, наконец, уже предметно стала искать подходящую церковь и вообще узнавать, как все это делается, и что для этого нужно. Надо сказать, что для крещения пришлось согласовать не только график родного отца и потенциальных крестных родителей, но и еще кое-что... А именно, критические дни крестной матери. Оказалось, что во время менструации женщина не имеет права участвовать в таинствах. Вот честно - я была возмущена до глубины души.
И стала разбираться в вопросе. ХХI век на дворе, а женщина в эти дни все еще считается нечистой?! Беглое ознакомление с информацией, представленной на форумах, дало лишь смутное представление о том, что приходить в церковь в эти дни женщине можно, а вот участвовать в таинствах - нет... Кто-то испрашивал у батюшки благословения на присутствие крестной в храме в эти дни, кто-то переносил крестины, кто-то участвовал в крещении, но не целовал крест. А кто-то из женщин просто стоит у входа в храм, не смея подойти поближе. Тем не менее ее записывают в крестные.
Я поняла, что одни священники разрешают, а другие выступают против присутствия менструирующей женщины при крещении ребенка.
Если обратиться к истории, то Ветхий Завет гласил, что женщина во время менструации считается нечистой. И ей нельзя было прикасаться к людям и вещам, которые после этого тоже считались нечистыми. Однако "нечистота" в данном случае касалась больше санитарных норм. На заре христианства, в пустыне необходимо было избегать риска инфекционных заболеваний. В средние века священники также запрещали девушкам приходить в храм в эти дни. Но тогда, при отсутствии качественных средств гигиены, это можно было считать адекватной рекомендацией. В настоящее же время это условие превратилось в какое-то историческое недоразумение!
Широко известно правило, что в церкви нельзя проливать кровь. Это касается, как мужчин, так и женщин. К примеру, если мужчина-священник порежет палец, или у него пошла носом кровь, то он должен выйти из алтаря в притвор, а если нужно, то и остановить богослужение. После излития крови в алтаре в невозможна бескровная жертва, алтарь в этом случае необходимо освящать заново. На практике, конечно, такое случается редко. Освящение алтаря проводится архиереем, и вряд ли эта процедура производится часто. Выходит, дело не столько в отношении к женщине, как к "второстепенному", изначально греховному существу, а в крови, как таковой?
Получается, что кровь априори считается некоей "скверной", капля которой отымает благодать от храма"? Значит, в данному случае нет никакой дискриминации женщин, а есть единое для всех правило?
К сожалению, единой позиции Церкви мне так и не удалось найти. Видимо, ее попросту нет. Отдельные мнения священников, разрешающих своим прихожанкам становиться крестными в "эти дни", тонут в хоре возмущенных голосов священников, утверждающих, что приходить в храм и молиться женщине, конечно, можно, но участвовать в таинствах, прикасаться к святыням - не положено.
А лучше вообще стоять в притворе (первом помещении после наружной двери храма). Если же его нет, то можно постоять сразу возле входа.
Такое ощущение, что женщину готовы выгнать из храма, как шелудивую собаку. Но все же ХХI век. Ладно уж, пусть постоит в притворе...