Найти тему
Рассеянный хореограф

Что не должен говорить учитель, но говорит

Недавно в интернете нашла статью под названием " Что учитель никогда не должен говорить!"

Прочла. Благо, появилось свободное время, у нас каникулы. 🎉

Сделала вывод, что если авторы этой статьи правы - мне пора увольняться. Вероятно, я тот педагог, которого пора гнать....)

Ну, разберём по пунктам.

Что никогда не должен говорить учитель:

Фраза 1.

"Мне все равно, как мои ученики ко мне относятся."

Тут двояко. Конечно, любовь учеников - это высшая мера благодарности педтруда.

Но моя фраза: "можешь меня не любить, но танец и коллектив уважай!" - говорит сама за себя.

Нет, доверительные отношения для меня важны, но культа из этого я не делаю. Хорошие отношения приходят сами, в процессе работы.

Иногда важно даже не принимать себя так уж всерьез. И я далеко не идеальный знаток того, чему учу.

Фраза 2.

«Ты никогда не сможешь этого сделать»

В моем репертуаре звучит так.

" Вы? Вы сделаете восемь пируэтов на одной ноге? Неее....вам слабо!"

Потом, когда работа уже идёт, правда, фраза моя меняется.

"Чё это...они делают ( демонстрирую какую-нить видео запись из инета), а мы не сможем что ли?"

Это подбадривает и стимулирует. И мы делаем всё. Я твердо уверена - с момента возраста 11-12 лет дети могут сделать всё, что возможно в хореографии. Нет никаких ограничений, дело только во вложенном труде.

Фраза 3

"Ты - лентяй(ка)"

В статье говорится, что она запретна для педагогов.

Применяю очень часто в различных вариациях:

"У тебя что? День лентяя?"

"Ты сегодня решила полодырничать"

"Что сидим, ленивые девчонки!"

"Все бы было хорошо, но ты уже неделю бездельничаешь по полной программе"

Фраза 4.

«Это глупый (дурацкий) вопрос!»

Сейчас дети, особенно младшие очень любят поговорить. Тема урока или разговора в данный момент для них бывает не только не важна, но и не интересна. Дай-ка, отвлеку учителя, спрошу о чем-то вообще не относящемся к теме, к делу, к процессу обучения.

"А какие стрелки красим на этот танец" ( когда только ещё над танцем работать начали)

" А сколько до конца урока осталось?"

" А почему мы начали сегодня не как вчера?"

"А что это за жучок по окну ползёт"

И т.д. и т.п.

" Вопрос неактуален" - говорю я, но редко. 

Чаще...

- А почему, - спрашивает ученик.

- По кочану, - отвечаю я, или...

- Потому что! Работаем дальше...

- Не отвлекайся, втяни лучше колено...

Вот так и общаемся)

Старшим могу ещё сказать:

- Фигня-вопрос.

Фраза 5.

«Я уже закончил объяснение. Надо было слушать!»

Здесь все просто. Говорю эту фразу часто. Потому что с моим объяснением сочетается и показ. И когда показываешь десятый раз, а они в это время отвлекаются, обидно вдвойне, накладывается усталость.

Но, конечно, есть ученики, к которым надо подойти индивидуально. Но это другое, это особенности способностей, а не "балбесничество" на уроке.

Что я никогда не делаю, так это:

1. Никогда не ставлю себя в конфликтную ситуацию с учеником. Считаю это педагогической ошибкой, в которой виноват учитель. Мы взрослые, обученные, мудрые, значит нам и разруливать. Я никогда не злюсь на учеников ... Нет у меня этого.

Пришлось поработать как-то вместе с педагогом, которая накручивала себя в конфликтах с учениками. Даже из дома звонила мне и с нетерпимостью рассказывала о своих обидах на детей. Это крайне неправильно. Этот процесс конфликта очень тяжело остановить.

2. Никогда не обсуждаю с родителями или детьми других учителей. Только хвалю.

3. Не унижаю детей, не приклеиваю ярлыки. Я всех их уже люблю. Каждому отдаю частичку себя. И даже когда очень злюсь, разруливаю ситуацию индивидуально.

4. Не игнорирую проблемы родителей. Тут трудно себя хвалить. Но, думаю, если родители ко мне обращаются за советами по воспитанию, говорят о проблемах не касающихся танцев или нашего коллектива, это говорит само за себя. Ещё раз повторю - мои дети для меня важны не только как исполнители - танцоры, они - часть моей жизни.

5. И наконец, я никогда не успокаиваюсь.

Самодовольство разрушает. Мы всегда должны стремиться к улучшению своей работы и самосовершенствованию. Мы должны экспериментировать с нашими подходами в обучении, регулярно менять их, если видим, что они не эффективны. Я продолжаю учиться, меняться и творить новое.

Настоящий педагог приговорён быть в постоянном поиске. А уж хореограф тем более. А потом отдавать то, что нашёл. Преподавание вообще - искусство отдавать.

Желаю всем педагогам хорошего летнего отдыха. (Как говорят: есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль, август)

Копите новые силы!

Пусть всё мы будем разными, пусть будут у нас разные подходы, но главное одно - любить детей и своё дело!

Читайте ещё на моём канале о педагогике и детях: