Главный залог успеха каждой компании — сотрудники. Ведь от сосредоточенной и плодотворной работы каждого из них зависит общий результат. Чтобы повысить эффективность работы коллектива, многие компании применяют материальные методы стимулирования. Однако, помимо этого, существуют и другие технологии, которые в долгосрочной перспективе показывают не меньшую эффективность, чем премии и бонусы по KPI.
О том, как без масштабных материальных вложений повысить продуктивность команд, в частности в отраслях digital и IT, и пойдет речь в сегодняшней статье.
Что такое внутренний маркетинг?
Внутренний маркетинг — направление деятельности на стыке маркетинга и управления человеческими ресурсами. Оно ориентировано на формирование корпоративной культуры, сплочение коллектива и повышение удовлетворенности сотрудников своей работой. А как следствие — на повышение уровня мотивации персонала и повышение качества обслуживания клиентов.
Говоря проще, внутренний маркетинг позволяет компании выстроить отношения внутри коллектива по тем же принципам, что и отношения с клиентами. Это дает возможность управлять показателями коллектива, делает их более измеримыми и предсказуемыми.
Почему внутренний маркетинг необходим отраслям digital и IT?
В отличие от представителей классических, давно существующих отраслей, специалисты digital и IT менее восприимчивы к административным и другим управленческим методам мотивации. Они более самоорганизованны, ориентированы на результат, стремятся к саморазвитию, и... более склонны к выгоранию.
По статистике на 2020 год с выгоранием сталкивались 76% сотрудников ИТ-отрасли в США и 72% — в России
Чтобы не допустить выгорания и не оказывать давление на сотрудников инновационных отраслей классическими методами воздействия, пригодится стратегия внутреннего маркетинга, или хотя бы отдельные ее элементы.
Как реализовать внутренний маркетинг?
Старт развития внутреннего маркетинга состоялся еще в 1970-х годах. В тот период направление ограничивалось мотивацией сотрудников более сознательно относиться к потребностям клиента. На сегодняшний день подход стал более глубинным — на основе опросов и тестов среди коллектива, специалисты HR формируют индивидуальный список мер, которые способны простимулировать коллектив. Такой подход позволяет понять потребности сотрудников в определенный отрезок времени, чтобы реализовать их и, тем самым, стимулировать достижение целей компании.
Именно поэтому не существует списка методов, одинаково функционального для всех компаний. При этом, существует несколько стратегических пунктов, которые становятся отправной точкой для разработки персонализированных мер. К примеру, эксперты выделяют 4 основных степени погруженности сотрудника в корпоративную культуру. На каждой из степеней будут актуальны определенные виды мероприятий. Перечислим их.
4 степени принадлежности к корпоративной культуре
1. Адаптация — наработка лояльности
Мероприятия: инструктажи, наставнический подход, сниженные требования.
2. Первоначальная (ложная) лояльность
Мероприятия: тимбилдинг, мотивирующие и профессиональные тренинги.
3. Принадлежность к компании
Мероприятия: профильное обучение, расширение полномочий, повышение в должности.
4. Истинная лояльность
Мероприятия: создание комфортных условий для развития специалиста.
Элементы внутреннего маркетинга
Помимо активностей на разных степенях вовлеченности сотрудников, выделяют "статичные" элементы внутреннего маркетинга, которые очень влияют на качество работы и состояния сотрудников.
Соблюдение норм труда и отдыха
Как бы это не было очевидно, но данным фактором пренебрегают многие компании. При этом, короткие отпуска, а также внеурочные рабочие дни без соответствующей компенсации приводят к выгоранию. Пересмотрите подход к вовлечению сотрудников в работу во внеурочные часы.
Комфорт рабочего места
Тоже банальный на первый взгляд пункт, который имеет огромное значение. Убедитесь, что уровень освещения, качество техники, высота рабочих столов и стульев в вашем офисе соответствуют нормам.
Здоровая атмосфера в коллективе
Общий стресс, давление со стороны руководства и излишняя конкуренция между сотрудниками зачастую приводят к сниженной мотивации. Проводите тестирования среди коллектива и при необходимости, применяйте мероприятия из списка выше.
Неочевидное стимулирование продуктивности
Психологи давно выявили взаимосвязь эмоционального настроя человека с методами воздействия на органы чувств. Рассмотрим их.
Слух
Одно из исследований Spotify доказало, что 90% сотрудников, которые слушают музыку во время работы, достигают более высоких результатов.
Однако, некоторые исследования пошли дальше и выявили, что лучше всего на продуктивность влияют классическая и электронная музыка.
Соответственно, общий музыкальный фон в шумном офисе, либо прослушивание музыки в наушниках могут не только снизить общий уровень стресса, но и улучшить профессиональные результаты.
Зрение
Исследования Стокгольмского технологического университета цвета доказали, что оттенки офисных интерьеров, адаптированные под вид отрасли или отдела, на 32% повышают эффективность сотрудников.
Так, белый цвет рекомендуют для оформления офисов творческих коллективов, желтый — для повышения концентрации специалистов, оттенки зеленого — для повышения результативности при монотонной работе и разработке инновационных проектов.
Обоняние
Еще в 1985 году группа японских ученых под руководством Shizuo Torii, M. D. доказала, что определенные ароматы повышают уровень концентрации и когнитивных способностей человека. Одним из популяризаторов данного научного факта стал косметический концерн Shiseido, который начал поставки услуг по ароматизации производственных и офисных помещений японским предприятиям.
С годами многие крупнейшие компании оценили финансовую выгоду применения ароматизации помещений перед вложениями в замещение "утекающих" кадров и онбординг для новых сотрудников. Поэтому на сегодняшний день этот метод применяют такие корпорации, как Jacobs, Tchibo, Starbucks, Vdara Hotel & Spa, Westin, Sheraton, Marriott, MandarinOriental, Gramercy Par, Samsung, Nike и другие.
Варианты применения ароматизации помещений
Персонализированный уникальный аромат на подсознательном уровне сформирует более объемное восприятие бренда и поддержит корпоративную культуру.
Регулярная и ситуативная ароматизация помещений
Ученые доказали, что наиболее приятны для человека ноты ванили , поэтому распространение данного аромата способно снизить стресс и создать расслабленную обстановку. Если это не входит в планы по внутреннему маркетингу, то при помощи запахов можно, к примеру, повысить сосредоточенность сотрудников. Так, по мнению исследователей SENSODOR Duftmarketing , аромат цитрусов повышает внимательность на 54%, а аромат жасмина — на 33%.
Как известно, восприятие ароматов очень индивидуально. Чтобы персонализировать подход ароматизации и повысить его результативность, можно применить портативные диффузоры, которые работают от компьютера. Подобные представлены в ассортименте COBA. Это решение позволит сотруднику самостоятельно выбрать наиболее приятный для персонально него, вдохновляющий аромат.
При длительной офисной работе за компьютером, так важно находить время для перерывов — чтобы переключить внимание и восстановить ресурс. Данную задачу помогает реализовать аромазонирование. Распыляйте тонизирующий аромат бергамота или грейпфрута в рабочей области и аромат кофе или ванили в зоне столовой.
Впечатлены возможностями аромамаркетинга?
Узнайте больше об одной из ведущих российских компаний в этой отрасли из первых уст.