Найти тему
Наталья Баева

Перечитывая Крапивина - 2

Детские книги, когда их перечитываешь полжизни спустя, оказываются вовсе не детскими! Из Пионерского цикла Крапивина, пожалуй, самая интересная для взрослых повесть "Журавлёнок и молнии".

Традиционно для Командора, здесь Мир подростков и Мир взрослых существуют параллельно, пересекаются мало. Но здесь Владиславу Петровичу удалось уйти от чёрно - белого изображения многоцветной жизни. И "взрослые" здесь - не демоны, и подрастающие дети - не ангелы.

Сюжет? Просто один год из жизни Юры Журавина. Журки. Нормальный такой жизнерадостный Журка - даже родители не заметили, что его детство кончилось. Потому что - две смерти подряд. Сначала - лучший друг Ромка, потом - дедушка...

-2

Ромку родители почти не знали, а смерть дедушки их огорчила, конечно, но сразу навалились житейские заботы - унаследовали квартиру. Переезд, обустройство на новом месте... И Журка, пока не обзавёлся новыми друзьями, остался наедине с дедушкиными книгами - фолиантами восемнадцатого века.

Очень скоро появятся друзья: замечательная Иринка - Ришка и странноватый Горька. И недруги - дворовая компания из гаража. Зачем они там собираются? Просто потому, что никому не интересны, кроме старшего вожака, уже взрослого? А самому этому уже взрослому Капралу, парню явно неглупому и красивому, зачем свита из мальчишек?

-3

Иногда они для него крадут бутылку - но не для этого же он возится с целой компанией малолетней шпаны? Удивительно, но вопрос этот в повести остаётся без ответа. Читатель узнает только, что Капрал - человек на самом деле неплохой. Вполне способен посочувствовать и помочь тому, кому плохо...

А плохо оказалось Журке - отец... выпорол. Нешуточно - ремнём. Так, что из дома впору бежать. Мама не поможет - она сейчас в больнице. Да и когда дома - нельзя её огорчать, не слишком здорова. Но побежит Журка всё же не к Капралу, а к учительнице Лидии Сергеевне. Ей ничего и объяснять не надо - всё понимает... Есть учителя получше, есть похуже, но Лидия Сергеевна - она одна такая!

Но у Журкиного отца нервы сдали впервые, а каково живётся Горьке, если отец его порет постоянно? Он - мент, и никаких "педагогических методов" не признаёт, у него всё просто. При этом не уважать отца Горька не может: честный.

А вот у Ришки родители такие интеллигентные, такие дружелюбные - впору залюбоваться. Почему же мальчишки ей не завидуют?

Отец пьёт... Такой талантливый художник - а считает себя неудачником. Не может переступить через себя - и писать не то, что нравится ему, а то, что востребовано: хлеборобов да сталеваров. Ришка уверяет, что другие просто увеличат кадрик из фильма на производственную тему, раскрасят - вот и картина для выставки. Конечно, она не сама это придумала - от отца слышала. А правда ли это, или отец просто так объясняет, почему ему не платят? Или платят ровно столько, чтобы на водку хватало.

Есть в этой галерее "взрослых" и те, кого дети в грош не ставят. Вот у Валерика мать-одиночка работает уборщицей, и для сына она не авторитет никакой. А что из себя представляет сын? Редкостное в мире Крапивина НИЧЕГО. Этакая не-мыслящая протоплазма.

-5

А вот чего ждать от завуча? Немолодая, грузная Вероника Григорьевна преображается, когда надо сделать школьный праздник. Её новогодние карнавалы запоминаются надолго!

-6

Но только сейчас она решилась признаться ученикам в своей тайной страсти... переписывать сказки. Сочинять, как теперь бы сказали, фанфики. Да эта Вероника, оказывается, внутри - пожизненная девчонка, остроумная и талантливая! Её "Современная Золушка и принц Эдоардо" - вставная новелла, читается как абсолютно самостоятельная повесть.

Журка и его друзья загораются идеей сделать спектакль. В дело втягивается полшколы - всем интересно! А какие костюмы сконструировала Журкина мама! Спектакль получился просто праздником.

-7

И темой очередной картины дл я Ришкиного отца.

-8

Казалось - невидимая перегородка между двумя мирами сломана?

И как же всё испортил Журка! Это со взрослой точки зрения - испортил, а максималисты - товарищи, пожалуй, увидят в его поступке что-то героическое: он отказался играть в спектакле для телевидения.

Приехал целый штат народу с телеоборудованием. Школа может прославиться на весь район, участники счастливы, что войдут в историю...

А принц говорит - НЕТ. НЕ БУДУ ИГРАТЬ.

-9

Почему?! А вот та очкастая тётка, что во главе съёмочной группы, сделала репортаж из вытрезвителя. А в вытрезвитель в тот день попал отец Ришки... И "принц" уверен: согласиться сниматься у этой... этой... - это же предать Ришку!

Взывают к его сознательности - взрослости? Так если "взрослость" - это готовность поступаться принципами - то он взрослеть и не собирается!

И почему больше всех его поступком огорчена Вероника Григорьевна? Неужели она... тоже взрослая?

Если в книге больше вопросов, чем готовых ответов - она не детская. Даже если интересна и доступна детям - она сильно "на вырост". Для общения между несколькими поколениями.

Первая часть статьи здесь:

(Продолжение следует)