Найти тему
Юлия Безгинова

Как повлияла Болонская система на высшее образование в разных странах? А в России?

Оглавление

Что изменилось в Европе в сфере высшего образования после внедрения Болонской системы? На примере разных стран.

Технический университет Вены, Австрия
Технический университет Вены, Австрия

Я вот только узнала, что Болонскую систему (раздельное образование в две ступени - бакалавр, магистр) ввели в 49 странах Европы относительно недавно: всего лишь в 1998-ом году. В Россию же первые болонские программы пришли в 2004-ом в Москве и Петербурге, а в региональных вузах - в 2007-2010-х годах.

Что изменилось в Европе в сфере высшего образования после внедрения Болонской системы? На примерах Германии, Великобритании, Франции, Испании

Сразу надо сказать, что, оказывается, расхожая точка зрения про то, что двухступенчатая система образования вводилась для того, чтобы помочь неопределившимся незрелым подросткам определиться с профессией позже в магистратуре, а бакалавр получить общий, - не совсем корректна.

На самом же деле, разделение высшего образования в Европе требовалось для того, что удешевить высшее образование и сделать его тем самым более доступным для более широких слоев общества и увеличить образованность нации в целом. Это первая причина.

Вторая причина - увеличить студенческую мобильность.

Есть несколько гипотез, которые проверены на эмпирических данных о высшем образовании в европейских странах, которые показывают, насколько поставленные цели были достигнуты.

Исследуемые гипотезы:

  • После введения Болонской системы высшее образование стало более популярно и его пошли получать больше молодых людей.
  • После введения Болонской системы меньше студентов стало бросать учебу и больше студентов стало получать дипломы.
  • После введения Болонской системы оценки студентов улучшились.
  • После введения Болонской системы студенческая мобильность выросла.
  • Болонская система положительно влияет на трудоустройство.

📌 Все тонкости ипотеки и досрочных погашений на примере 5-ти разных банков - в моем Путеводителе по ипотеке вместе с xlsx-шаблонами и видео-лекциями. Запросить Путеводитель можно в телеграм @ybezginova

-2

1 - Стало ли больше людей поступать в университеты после введения Болонской системы?

И да, и нет.

-3

Германия

В Германии только 18% населения возрастом 20-24 года поступали в вузы до 1998 года (до введения Болонской системы). После того, как Болонская система заработала Германия и Испания (см. ниже) - одни из немногих стран показали действительно рост приема молодежи в вузы.

После 1998-ого года в вузы стали поступать на 9-10% больше населения Германии в возрасте 20-24 лет.

Великобритания

В Великобритании тоже около 18% населения возрастом 20-24 года поступали в вузы до 1998 года (до введения Болонской системы). После введения Болонской системы высшее образование отправились получать на 6-7% молодых людей.

Франция

В Франции 30% населения возрастом 20-24 года поступали в вузы до 1998 года (до введения Болонской системы). После введения Болонской системы результаты такие же, как у англичан, - высшее образование отправились получать на 6-7% молодых людей.

Испания

В Испании Франции 29% населения возрастом 20-24 года поступали в вузы до 1998 года (до введения Болонской системы).

После 1998-ого года в вузы статистика набора в вузы схожа с немецкой: в вузы стали поступать на 9-10% больше населения Испании в возрасте 20-24 лет.

-4

Португалия, Италия

Португалия и Италия одновременно с внедрением Болонской системы также проводили ряд фундаментальных реформ в сфере образования. Вместе эти реформы привели также у росту распространения и доступности высшего образования среди молодых людей.

Как доказано в множестве экономических исследований, высшее образование может становится более популярным, если абитуриенты видят прямые выгоды и готовы инвестировать в получение диплома время и деньги. Чем короче срок ступени образования - тем более гибким, а значит, более доступным, оно становится. А значит, доля поступающих растет.

Очевидно, что, в первую очередь, реформа Болонской системы была направлена не на ту часть молодежи, которая хочет учиться, но не знает, на кого (а такое вообще бывает? :)), а, скорее, на малоимующих, кто не может платить за учебу или, если может, то не за 5 лет, а поменьше.

Получается, что в Европе, откуда есть пришла Болонская система в Россию, эта система высшего образования своей истинной цели достигла.

А что в России?

У меня есть данные по приему студентов в вузы России: количество поступивших и их средний балл ЕГЭ. Привожу вырезки анализа этих данных, собранных вот отсюда.

2 - Стало ли меньше студентов бросать учебу после введения Болонской системы? Выросло ли количество дипломов

В 2005 - 2011 годах доля полученных дипломов от общего числа поступивших в Европе составляла 53 - 83%. Измерить, стало ли лучше с приходом Болонский системы - сложно. В целом, исследования говорят, что доля полученных дипломов бакалавров выше, чем специалистов. Также есть вывод, что чем короче срок обучения, тем выше вероятность того, что студент доучится.

Есть данные, что больше все бросают учебу биологи и студенты бизнес-администрирования, филфаков (английский, немецкий языки и литература).

Общий вывод таков, что на внедрение Болонской системы НЕ оказало существенного влияние на увеличение доли завершения обучения и выпуска из вуза.

3 - Стали ли оценки лучше после введения Болонской системы?

Нет, эта гипотеза не поддерживается эмпирическими данными.

4 - Выросла ли студенческая мобильность после внедрения Болонской системы

Да, это была одна и основных целей Европы внедрения Болонской системы. Теории, которые стоят за этими гипотезами - теория человеческого капитала и теория рационального выбора.

Согласно последней, вывод такой, что студенческая мобильность обусловлена, скорее, культурным обменом, чем рациональным выбором.

Однако общий вывод таков, что да, Болонская система с единой системой кредитов ECTS действительно поспособствовала развитию сближению стран и обменом человеческого капитала. Более того, с появлением Болонской системы снизилась дискриминация по социальному признаку и происхождению: мобильность стала доступна всем, кто показывал высокую успеваемость в учебе.

С этим выводом я согласна, как никто вообще. Если бы не эта Болонская система, никогда бы я не съездила пожить и поучиться в Европу.

5 - Как повлияла Болонская система на трудоустройство

Франция, Испания, Португалия НЕ показали улучшение динамики трудоустройства после 1998-ого года, после введения Болонской системы. В Германии же, наоборот, безработица среди молодежи снизилась до 6% в 2018-ом году, это рекорд для них.

В то же время, исследования говорят, что вероятность остаться безработным среди бакалавров выше, чем среди магистров.

-5

А как повлияла Болонская система на Россию?

  • После введения Болонской системы высшее образование стало более популярно и его пошли получать больше молодых людей?
  • После введения Болонской системы меньше студентов стало бросать учебу и больше студентов стало получать дипломы?
  • После введения Болонской системы оценки студентов улучшились?
  • После введения Болонской системы студенческая мобильность выросла?
  • Болонская система положительно повлияла на трудоустройство?

Пишите, что думаете на этот счет.