Найти тему
The Music That Rocks

Начало большого буйства. Extreme 'Extreme' (1989)

Не столько экстремальный, но уже оригинальный

Мало что на дебютном альбоме Extreme говорит о буйном расцвете того, что мы сможем услышать на всех последующих работах.

Точное попадание во временную воронку, когда по радио и телевизору начали массово крутить глэм-металических исполнителей, заполонивших все медиа-просторы. Стилистика и внешний вид музыкантов, изображённых на обложке, с непременными атрибутами эпохи: порванная джинса, длинные налакированные волосы, подвязанные цветастыми повязками, высокомерно-презрительные выражения лиц, будто бы говорящие всем – «Хэй, смотреть и слушать сюда! Мы – крутые и модные!»

Что ж, сразу представляется нечто стандартное, в духе второй половины 80-ых, эдакие прилизанные Guns N’ Roses или очередные подражатели Def Leppard, с горящими глазами и острым желанием отхватить кусок славы и попасть в мейнстрим поп-метала. Частично эти ассоциации, конечно же, оказываются верны и главенствующее направление рок-музыки тут явственно ощутимо, но есть и приятные нестандартности. Благодаря последним Extreme выигрышно выделяется в ряду похожих пластинок.

И главное, самое ощутимое отличие – это Нуно Беттенкурт. Нельзя сказать, что здесь он ещё не нащупал себя, скорее, гитарист пока осторожничает и больше подражает таким титанам, как Эдди Ван Хален и Джимми Пейдж. Но собственный почерк ощутим и порой резко заявляет о себе, уходя в сторону от привычных метал-приёмов и начиная забираться в густонаселённые дебри фанкового грува и неистовых импровизаций, что мы сможем в полной мере ощутить на следующих альбомах, а здесь, как пример, на заключительной Play with Me.

Или вот Mutha (Don't Wanna Go To School Today), на которой, помимо скоростных проигрышей в духе Ван Халена, есть жирный намёк на собственный почерк, представленный во вступлении и периодически проскальзывающий на протяжении развития композиции – эдакий гитарный паркур, когда плавность и изящность игры умело сочетаются со скоростью и взрывными толчками, перебрасывающими инструментальную линию к преодолению следующего препятствия.

Второй «выпадающий» из привычного для 1989 элемент – это солист Гэри Чероне. Несмотря на использование типичных тем в лирике (подростковые переживания со всеми вытекающими) и стандартов исполнения, подача всего этого осуществляется будто бы с какой-то игривой лукавостью, изрядной долей иронии и здорового развлечения. И мощь своего впечатляющего вокала он использует на всю катушку, изрядно добавляя к накатывающей инструментальной волне, порой выходя за пределы того условного жанра, куда группу можно причислить, прослушав первый диск.

Не в последнюю очередь этот эффект достигается за счёт пока ещё не столь частого, но уже заметного использования вокальных гармоний солиста с гитаристом: балладные Watching, Waiting и Rock a Bye Bye – прямое тому подтверждение. А последняя так вообще, как будто вышла из-под пера Queen, выпадая из всей обоймы дебюта, но отлично его оттеняя.

-2

Также занятна в этом отношении Smoke Signals, напоминающая тех же Guns N’ Roses (особенно по части вокала), но добавляющая любопытных оттенков за счёт вокальной перестрелки солиста с другими участниками, да раскидывающейся во все стороны гитарной партии Беттенкурта.

Говорить о завоевании хит-парадов и обретении слушательской популярности применительно к дебюту Extreme, конечно же, нельзя. Но то, что это – крепкая и амбициозная работа, обладающая собственным стилем и душой – несомненно.

Оценка: 3,5/5

Источник изображений: www.discogs.com