Обложка набора открыток
Петропавловская крепость. Заложена в 1703 г. во время Северной войны для защиты от возможного вторжения шведов. Каменный собор с высокой стройной колокольней, увенчанной золоченым шпилем, построен в 1712-1733 гг. по проекту архитектора Д. Трезини. Петр I, желая подчеркнуть значение нового города, потребовал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого в Москве. Высота Петропавловского шпиля 122 м. При царизме Петропавловская крепость была государственной политической тюрьмой, где томились многие замечательные революционеры. В октябре 1917 г. гарнизон крепости перешел на сторону восставшего народа. С 1923 г. Петропавловская крепость стала историко-революционным музеем.
Летний сад. Основан в 1704 году. Автором первого проекта самого старинного сада города был Петр I. Над его созданием вместе с мастерами-садоводами работали архитекторы Ж. Леблон, И. Матвеев и М. Земцов. Строгая планировка, подстриженные кустарники и деревья, прямые аллеи - все это типично для парков в загородных резиденциях и усадьбах XVIII века. Летний сад украшают мраморные скульптуры, выполненные итальянскими мастерами. В конце XVIII столетия сад был отгорожен от Невы решеткой необычайной красоты. Задумчивая прелесть аллей, беломраморные изваяния на фоне пышной зелени - все это делает парк одним из самых красивых и популярных мест гуляний горожан и в наши дни.
Здание Дома книги на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова. Оно было построено в 1908 г. по проекту архитектора П. Сюзора для швейной компании Зингер. Вычурная пышность отделки здания. тяжеловесность архитектурных форм характерны для зодчества начала XX века.
Ростральные колонны, Архитектор Тома де Томон. Колонны воздвигнуты по сторонам здания Биржи (1805 - 1816 гг.). Это один из прекрасных архитектурных ансамблей города. Колонны знаменуют собой военную славу флота России. По древнему обычаю победы в морских сражениях отмечались установкой колонн с рострами вражеских судов. Гигантские скульптурные фигуры, сидящие у подножия колонн, олицетворяют русские реки.
Адмиралтейство. Один из самых выдающихся памятников русского национального зодчества построен по проекту архитектора A. Захарова в 1806-1823 гг, на месте старинной Адмиралтейской крепости и верфи. В центре здания - - башня со шпилем, ставшая эмблемой города. Башня имеет ступенчатое построение: над массивным центральным кубом с въездной аркой возвышается другой, в два раза меньший куб, окруженный стройной колоннадой. Еще выше - фонарь, плавно переходящий в золоченый шпиль, увенчанный флюгером в виде кораблика. Здание украшено скульптурами Ф. Щедрина, И. Теребенева, В. Демут-Малиновского, С. Пименова, выражающими основную идею всего сооружения: слава России - великой морской державе.
Русский музей, бывший Михайловский дворец (1819 -1825 гг.). Архитектор К. Росси. Как и другие замечательные здания Росси, Михайловский дворец - центр городского ансамбля. Это одно из лучших творений архитектора. Созданное по образцу городских усадеб XVIII столетия, здание отличается характерной для Росси четкой и логичной планировкой, торжественной строгостью архитектурных деталей.
Памятник Петру (открыт в 1782 г.) Скульптор Э. Фальконе. В создании памятника принимали участие скульпторы Мари-Анна Колло и Ф. Гордеев. Вдохновенный образ Петра «созидателя, преобразователя, законодателя» воплощает идею прогресса, победного восхождения России. Глубина исторического образа-символа, необыкновенная пластическая выразительность и динамическая мощь «Медного всадника» выдвинули его в число замечательных произведений мировой монументальной скульптуры.
Смольный. Здание построено в 1805 -1809 гг. по проекту архитектора Д. Кваренги, Фасад здания предельно строг. Это здание не только замечательный памятник архитектуры, но и памятник Великой Октябрьской социалистической революции. В августе 1917 г. здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, а в октябрьские дни 1917 г. штаб вооруженного восстания, возглавляемый В. И. Лениным. Вечером 25 октября 1917 г. здесь открылся II-й Всероссийский съезд Советов, на нем было образовано первое Советское правительство и приняты первые декреты советской власти - о мире и о земле. Перед главным входом здания в 1927 г. был установлен памятник В. И. Ленину по проекту скульптора B. В. Козлова и архитектора В. А. Щуко.
Дворцовая площадь. Вид на здание Главного штаба, построенного в 1819-1829 гг. по проекту архитектора К. Росси в честь победы России в Отечественной войне 1812 г. Дугообразный фасад этого здания обращен в сторону Зимнего дворца. Его длина 580 м. Величественная триумфальная арка, вписанная в центральную часть фасада, открывает парадный въезд на площадь. Она щедро украшена колоннами. барельефами и скульптурой С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Арку венчает крылатая фигура Славы в мчащейся колеснице с шестеркой лошадей, устремленной навстречу площади и Зимнему дворцу. В руках у нее эмблема государства. Александровская колонна завершает архитектурный ансамбль площади.
Крейсер «Аврора». Стоит у Петроградской набережной на Большой Невке. Построен крейсер в 1903 г. по проекту инженера К. Токаревского. Боевое крещение получил в Цусимском проливе в 1905 г. Во время первой мировой войны в 1914 1916 гг. крейсер участвовал в морских сражениях. В Февральскую революцию 1917 г. на крейсере был поднят красный флаг, а 25 октября 1917 г. в 21 час. 45 мин. раздался исторический залп «Авроры», оповестивший начало штурма Зимнего дворца. В 1923 г. крейсер стал учебным кораблем. 17 ноября 1948 г. крейсер поставлен на вечную стоянку как памятник Великой Октябрьской социалистической революции.
Аничков мост через реку Фонтанку знаменит своими скульптурными группами «Укротители коней». Скульптуры отлиты из бронзы и установлены в 1849 - 50 гг. Их автор скульптор П. Клодт. Выразительные, полные динамики, принесли они создателю мировую славу.
Памятник В. И. Ленину на площади у Финляндского вокзала. Заложен 16 апреля 1924 г., открыт 7 ноября 1926 г. Создан скульптором C. А. Евсеевым, архитекторами B. А. Щуко и B. Г. Гельфрейх. В памятнике запечатлено историческое событие - выступление В. И. Ленина перед народом с броневика в момент возвращения его из Финляндии в Петроград в апреле 1917 г. На постаменте высечены слова из речи Владимира Ильича: «…и да здравствует социалистическая революция во всем мире!» Ассиметричной формы постамент, сложенный из плит шведского полированного гранита, усиливает динамику всей композиции. Общая высота памятника 10,7 м, высота фигуры 4,35 м.
Памятник борцам революции на Марсовом поле. Сооружен в 1917 - 1919 гг. по проекту архитектора Л. В. Руднева. Низкие ступенчатые гранитные плиты в плане образуют четырехугольник. В центре -- братские могилы, где похоронены герои революции 1917 г. На торцах стен памятника - массивные гранитные кубы с высеченными на них словами А. В. Луначарского о тех, кто погиб за свободу народа. В канун 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции у могил героев революции был торжественно зажжен вечный огонь. На западной стороне Марсова поля - замечательный памятник русской архитектуры - - здание бывших Павловских казарм, построенное в 1817 -1820 гг. по проекту архитектора В. П. Стасова.
Зимний дворец. Построен в 1754 - 1764 гг. по проекту архитектора В. Растрелли. Различные декоративные детали - колонны. узорчатые наличники окон, расставленные по карнизу скульптуры,- придают зданию пышный и праздничный вид. План дворца - прямоугольник с выступами по углам и внутренним парадным двором. У здания четыре фасада. При отделке каждого из них учтены особенности окружающей местности. Зимний дворец был царской резиденцией. После Февральской революции 1917 г. здесь располагалось Временное правительство. В ночь на 26 октября 1917 г. дворец был штурмом взят рабочими, солдатами и матросами. Сейчас здесь размещается Государственный художественный и историко-культурный музей «Эрмитаж».
Мемориальный ансамбль - памятник героическим защитникам Ленинграда на Пискаревском кладбище, Создан в 1960 г. Авторы -скульпторы В. Исаева, Р. Таурит, М. Вайнман, Б. Каплян- ский, А. Малахин, М. Харламова; архитекторы - - E. Левинсон и А. Васильев. Ансамбль задуман как синтез четырех искусств скульптуры, архитектуры, поэзии и музыки, как реквием погибшим в блокаде гражданам Ленинграда и солдатам, его защищавшим. На стене и фризах павильонов-музеев высечены стихи Ольги Берггольц и Михаила Дудина. В центре ансамбля - статуя «Мать-родина».