Я не помню, когда прочитала эту книгу впервые. Знаю точно, что это было летом. И в книге было лето. А на обложке, как визитная карточка чего-то хорошего, яркого и незабываемого, стояла фамилия «Крапивин».
«Голубятню на желтой поляне» я просто проглотила. Это был непривычный Владислав Крапивин. Это был первый фантастический роман, прочитанный мной. Эта была книга из тех, что переворачивают жизнь. Она стала любимой и осталась со мной навсегда.
Наперекор всему
Одна Планета и несколько параллельных миров. Они все неуловимо похожи на Землю и в то же время очень разные. Но везде живут мальчишки, одинаковые в своем бесстрашии, настоящие, по-хорошему упрямые и умеющие дружить. А еще они умеют соединять время и пространство. Для них нет слова «невозможно». Потому что когда очень нужно, когда просто необходимо помочь, спасти, победить, законы физики отступают.
И тогда Тик выдергивает из корабля, летящего в субпространстве, скадермена Ярослава Родина. А маленький старый вагон, влекомый искоркой, отвозит журналиста Глеба в другой мир, где он нужнее, чем на Земле. Мальчишки из Морского лицея, пройдя все этапы ритуала, превращаются в ветерки, носящиеся по всему свету и навсегда остающиеся детьми. И оживают бормотунчики, знающие все на свете и способные ответить только на один самый важный вопрос.
«Те, которые велят»
«Голубятня на желтой поляне» вполне могла бы быть историей о мальчишеской дружбе, которая не признает границ между мирами. Но она стала гораздо большим. Мальчишкам и взрослым, оставшимся в душе детьми, пришлось защищать свою вселенную от цивилизации-паразита.
«Те, которые велят» - так называют пришельцев на Планете. Они одержимы желанием создать мыслящую галактику, но при этом не способны понять простых человеческих чувств. Они вселяются в манекены и гипсовые статуи и воюют с детьми:
«Взрослых можно убедить, напугать, а дети… это же категория, не поддающаяся логическим схемам».
Создатели галактик
Тик, Алька, Данка, Чита, Юрка, Янка, Гелька, Листик - создатели вселенных, которые выглядят маленькими искорками в детских ладонях, а на самом деле являются моделями нашей галактики. О таких друзьях каждый мечтает в детстве. Такие будут стоять до конца, когда понадобиться победить Магистра и других паразитов, принесших столько горя на их Планету. И им обязательно придут на помощь робот Ерёма и роботенок Васька.
«Голубятня на желтой поляне» - это книга с внутренним надрывом. В ней есть настоящие потери, от которых щемит в груди, и чувство одиночества, и тоска по родным и любимым людям. Я ни разу не смогла прочитать роман без слез. И, тем не менее, она не оставляет тягостных ощущений. Солнце, лето и неистребимая старенькая голубятня на поляне из одуванчиков оказываются сильнее горьких переживаний.
Владислав Крапивин умел создавать внутри своих книг счастье. Ему веришь, даже когда он описывает фантастические вещи. Поэтому в детстве я всерьез надеялась найти в заброшенном сарае проход в другое измерение (правда, никому в этом не признавалась).
Детство давным-давно закончилось. Осталась нелюбовь к цифре четыре, глиняным истуканам и манекенам в витринах. Осталась вера во всемогущество настоящей дружбы. И любимый роман, который я до сих пор перечитываю.
Эта статья была написана под хештегом #конкурс_любимая книга детства
Организаторы конкурса:
Книжный мякиш, Ариаднина нить, Библио Графия, чопочитать, БиблиоЮлия, Книжный клуб авантюристов, Книжная аптека, Книжная полка Джульетты, Longfello.
Голосование за лучшую работу пройдет на канале Гайдаровка.