За дверью послышались неторопливые шаги, словно кто-то нехотя шел открывать. Мужчина с усталым, равнодушным лицом стоял перед Анной.
- Здравствуйте, я из школы. Корнеевы здесь живут?
- Здесь, - растерянно ответил хозяин квартиры.
- Я веду русский язык и литературу у вашего сына Димы… можно войти?
Начало рассказа здесь:
- Проходите, - он пропустил Анну, предложив пройти на кухню. – Вы, наверное, пришли потому что на родительском собрании не был, - он виновато пододвинул стул, предложив присесть, - вы уж извините, так вышло, не смог.
- Нет-нет, совсем не из-за этого, - она обернулась, пытаясь понять, дома ли мальчик. – А где Дима?
- Он у соседей, там, на первом этаже друг у него Коля, я отпустил ненадолго.
- Ну, может и хорошо, мы как раз с вами поговорим. – Алексей… простите, отчество не помню…
- Викторович, хотя можно просто Алексей. А вас как по имени?
- Анна Валерьевна. Так вот, Алексей Викторович, я пришла не жаловаться на вашего сына, я пришла выяснить, почему он стал хуже учиться. Конкретно по моему предмету, хотя и другие педагоги тоже заметили спад в учебе. Дима хорошо пишет сочинения, я бы сказала, всегда творчески подходит, с желанием, с интересом, и по русскому хорошие отметки, ну а по литературе всегда пятерки. А последнее время я не вижу интереса в его глазах, не вижу желания учиться. Поэтому решила зайти к вам и просто поговорить, возможно, помочь.
Алексей стал растирать лоб, пытаясь собраться с мыслями. – Это пройдет, мы справимся, Димка выправится в учебе, так что это временное.
- Что «это»? Я пытаюсь причину понять, почему мальчик, способный, доброжелательный, вдруг стал угрюмым, не проявляющим интереса к учебе.
- Вы действительно хотите помочь? – Спросил мужчина.
- Конечно! Мне не все равно, как относится ученик к моему предмету, и если в моих силах, я помогаю. Но самое главное, это психологическое состояние ребенка, я же вижу, он о чем-то переживает. Может быть мне лучше с вашей супругой переговорить?
- Анна… Валерьевна, дело в том, что Елена две недели назад ушла от нас.
- Как ушла? Куда ушла?
- Да, ушла, - он вздохнул, - тут чтобы что-то понять, надо долго рассказывать.
- Ну, хотя бы вкратце, может быть мы с вами поможем Диме перенести эту драму, мы-то взрослые, а он еще ребенок. К тому же, вы извините, но я разговаривала с классным руководителем Димы, знаю, что его родная мама оставила вас, когда мальчик был совсем маленьким. Так ли это?
- Нет, не так. Оля никого не бросала, она умерла. Мы жили хорошо, но когда Димке исполнилось пять лет, ее не стало.
- Простите, не знала.
- Ничего. Потом я женился на Лене, у нее тоже был сын от первого брака, на два года старше Димы. Все было хорошо, как я думал, Димка Лену мамой называл, я ее сына полюбил как родного… а тут вдруг выяснилось, что любит она бывшего мужа. Он позвал ее и она… Вот так-то.
- Ну как же можно? Дима поверил, надеялся, а тут вдруг…
- Вы знаете, самое интересное, что она хорошая женщина, как хозяйка, как мать, мне даже придраться не к чему. Но какой-то холодок я чувствовал, уж простите, что говорю вам, наверное, выговориться надо. Теперь я понимаю, что она любит бывшего мужа, понимаю, что сделать с этим она ничего не может. Она плакала, прощения просила… ладно, - он махнул рукой, - я переживу как-нибудь, а вот Димка…
- Скажите, я могу чем-нибудь помочь? Ну, помимо того, что буду заниматься с ним.
- А чем вы поможете? Спасибо за то, что учите сына, на том спасибо. И вообще, прошу не распространяться о нас, а то скажут отец не справляется.
- Да что вы, я не хочу навредить вам.
- Да я вижу, что вы человек отзывчивый.
Хлопнула входная дверь – Димка пришел, - сказал Алексей. – Сынок, зайди на кухню, мы здесь.
- Здравствуйте, - растеряно сказал Дима, увидев Анну Валерьевну.
- Здравствуй, Дима. А я в гости зашла, посмотреть, как ты живешь.
- Сын, садись ужинать. Анна Валерьевна, может чаю, а то я вам не предложил сразу.
Анна посмотрела на Диму, на Алексея, открыла сумочку. – Вообще-то у меня печенье есть, как раз к чаю, - она улыбнулась. От этой улыбки взбодрился Алексей, стал смелее Димка.
- Давайте, я вам помогу, если разрешите, - Анна встала, - где у вас тут чайник? А вазочка? Воот, вижу, - она выложила печенье.
Димка смотрел на Анну с удивлением, как завороженный. – Анна Валерьевна, вы же учительница, - сказал он удивленно, впервые увидев Анну не в классе у школьной доски, а на кухне.
- Ну и что? Ты думаешь, если учительница, так и ужин подогреть не умею? Очень даже умею. А еще готовлю, между прочим, вкусно.
Кажется от разговора на кухне потеплело, Димка с любопытством наблюдал за Анной, Алексей повеселел, чаще улыбался.
- Дима, а ты где уроки делаешь За каким столом? – поинтересовалась Анна. – Ты очень хорошо сочинения пишешь, я даже в классе ребятам читаю потом. Вот хочу посмотреть, где же тебя вдохновение посещает.
- А-аа, так это там, в комнате, пойдемте, покажу.
- Ну, если ты покушал, пойдем, посмотрим.
Минут через десять Анна вернулась на кухню. – Сынок, ты иди, занимайся, - сказал Алексей, - мы тут с Анной Валерьевной еще поговорим. – Он продолжал задумчиво мешать ложечкой чай, хотя сахар уже давно растворился. – Вообще, спасибо, если поможете, пацан у меня толковый, хочу, чтобы хорошо учился.
- За это не беспокойтесь, я помогу. Классный руководитель у него замечательный, Татьяна Николаевна тоже будет помогать. Вы главное, сам, Алексей Викторович, с ситуацией справьтесь, не опускайте руки, от вас многое зависит, Дима же видит, как вы страдаете, он все чувствует. Или может быть у вас еще одна проблема?
- Да проблема-то есть, буду думать, как решить.
- Поделитесь, может помогу.
- Нееет, здесь вы мне никак не поможете. – Он снова вздохнул. – Видите ли, я уже больше года вахтой работаю. Лена сама предложила: деньги хорошие платят. У меня договор как раз еще на одну поездку на Север, на днях надо ехать на два месяца… а Димку не с кем оставить. Можно было бы у матери, но она приболела, сердце. Димку к ней отправить – это другой район, далеко до школы. Ей к нам переехать пока не получается, пусть подлечится.
- А может еще кто-то из родных?
- Сестра в другом городе живет, это нереально.
- Думаю, надо отказываться и искать другую работу, потому что сына я не могу оставить.
Анна задумалась. Решение почему-то пришло мгновенно. – А может быть Дима у меня поживет эти два месяца?
- У вас? – На лице Алексея появилось изумление. – Нет, это невозможно.
- Вы пока не отвечайте, просто подумайте, а завтра можно встреться и обсудить подробно, - предложила Анна. – Я живу одна. Если Дима захочет пожить это время у меня, а главное, чтобы он захотел, то мы с вами решим вашу проблему. Живу я рядом со школой, вместе будем уходить вместе приходить.
- Спасибо, конечно, но я не согласен. Зачем вам чужой ребенок, у вас своя жизнь.
Анна поднялась, взяла сумку. – Дима мне не чужой, он мой ученик, к тому же люди мы, почему бы не помочь, если есть возможность. А у меня такая возможность есть. Подумайте, вот мой телефон, звоните, я завтра до трех часов в школе буду.
Он пошел проводить, подал плащ. – И все-таки скажите, почему именно мой Димка? Почему вы так хотите помочь? – Спросил Алексей, чувствуя в Анне искреннюю заинтересованность.
- Потому что… потому что Дима мне напомнил моего сына… мы тоже хотели назвать его Димой. Он прожил всего неделю… Это давно было. – Она взялась за дверную ручку, еще раз посмотрела на Алексея. - Я хочу, чтобы у Димы все было хорошо. Я так этого хочу. – Она вышла. Алексей еще с минуту стоял у открытой двери, думая о визите учительницы.
________________________
- Аня, спасибо, что сходила, я, конечно, помогу Диме Корнееву, - Татьяна открыла журнал: - Так, надо поговорить с нашими учителями, кто ведет в моем классе, пусть сильно не гоняют мальчишку по предметам хотя бы ближайшее время. Слушай, Аня, ты какая-то напряженная? Может еще что-то случилось?
- Нет, ничего, просто жалко Диму, только привык к приемной матери и вдруг расставание.
- Ну, ничего, поддержим, поможем, все наладится.
На уроках Аня частенько поглядывала в окно, гадая, примет ли Алексей ее предложение, а главное – захочет ли мальчик жить у нее. Хоть и учительница, а все же чужой человек.
После уроков Аня увидела Алексея, поджидавшего ее у калитки, ведущей на территорию школы.
- Здравствуйте, вы все-таки пришли! – Обрадовалась она.
- Здравствуйте! – Мужчина был взволнован. – Я всю ночь думал о вашем предложении, утром с Димой разговаривал. Он, конечно, стесняется, говорит, что лучше один поживет, а вы бы могли навещать его. Но такой вариант, конечно, не подходит. В общем, с матерью поговорил, она много о вас расспрашивала и… поддержала ваше предложение. В общем, Анна Валерьевна, давайте вечером встретимся еще раз.
- Знаете, как я рада! – Выдохнула Анна. – Я предлагаю вам с Димой ко мне прийти, это будет лучше, я ужин приготовлю, вы условия посмотрите, как живу, все вместе и обсудим. Мне, кажется, Дима должен в этом участвовать, ему будет приятно, что он тоже принимает решение.
_____________________
Алексей уехал на вахту через неделю. Анна увиделась с матерью мужчины, обещала созваниваться и навещать.
- Вот деньги, возьмите, пожалуйста, не отказывайтесь, - предложил Алексей перед отъездом.
- Не стоит, поверье, Дима не будет голодным.
- Возьмите! – Настаивал он. – Мало ли какие нужды возникнут, берите, очень прошу.
- Ну, хорошо, - согласилась она, - пусть будут.
- И еще: вот телефон моего друга Игоря, он, правда, живет с семьей на другом конце города, но если нужна помощь, всегда приедет. Если за продуктами съездить, Игорь поможет.
- Не переживайте, все будет хорошо. У меня подруга в школе работает, кстати, она классный руководитель Димы, готова помочь, у них с мужем тоже машина.
___________________
В день отъезда Дима долго не мог уснуть, отправляя сообщения отцу. – А ты все-таки попробуй уснуть, - Анна присела рядом. – Вот ночь пройдет, потом день, потом еще сутки пройду, так и пробегут дни, а потом папа приедет. Поверь, надо учиться, делать уроки, общаться с друзьям, - так время быстрее пройдет. А когда папа приедет, ты все подробно ему расскажешь. Хорошо?
- Хорошо, Анна Валерьевна. А мы к бабушке поедем?
- Обязательно поедем. В субботу съездим к бабушке, я ей обещала. А еще домой к вам заедем, польем цветы. А сейчас спи, Дима, спи.
Два месяца для Анны пролетели как во сне. Это была новая жизнь, не похожая на прежние годы, проведенные в одиночестве. Дима снова стал хорошо учиться, рассказывая о своих успехах отцу и бабушке.
Перед приездом Алексея Анна с мальчиком приехали на их квартиру убраться, оставить продукты в холодильнике. Мать Алексея прошла лечение и осталась в тот день ночевать в квартире сына, занявшись кухней.
- Анечка, я тут останусь, кушать сготовлю, блинчиков напеку. Дима, так может и ты останешься, раз я тут, одна ночка осталась, завтра папа приедет.
Димка посмотрел на бабушку, потом на Анну: - Ну-ууу, нет, - уклончиво ответил он, - я сегодня у тети Ани.
- Ну ладно, оставайся,- согласилась Галина Павловна. – Анечка, он случаем не путает, не зовет вас на уроках «тетей Аней»? – Шепотом спросила она.
- Нет, Дима молодец, только по имени-отчеству. И вообще, у нас с ним полное взаимопонимание.
__________________
Алексей, отработав два месяца, уволился и нашел работу в родном городе. С Анной по-прежнему поддерживал связь, не забывал. Да и как тут забудешь, если Димка каждый день напоминал про Анну Валерьевну, хвастаясь, куда они ходили, как делали уроки и о чем говорили.
Он пришел в школу с цветами, стоял, немного смущаясь, ждал, когда у Анны закончится последний урок.
- Аня, это тебе, - он протянул букет. – Спасибо за все. За сына, за твое доброе сердце. И вообще за то, что ты есть.
- Красивые какие. – Она залюбовалась цветами. – А вообще, Дима мне тоже цветы подарил.
- Когда? Он не рассказывал.
- Это в парке было, еще когда у меня жил, женщина с астрами стояла, он купил на карманные деньги, подошел и протянул мне. А сам молчит. Смутился.
- Понятно, значит Димка меня опередил, - засмеялся Алексей. Молодец, горжусь сыном. Аня, пойдем погуляем, я кафешку хорошую знаю. Мне кажется, нам давно надо поговорить о нас. Именно о нас с тобой.
_______________
- Как хорошо, что ты решилась сменить город, место работы и приехала сюда, к нам, вообще у тебя вся жизнь поменялась, - Татьяна тормошила Анну за плечи. – Ты замуж вышла! Как же это здорово! Димка-то как отнесся?
Анна запрокинула голову, счастливая улыбка не сходила с лица. – Димка как узнал, сразу спросил: «А ты от нас не уйдешь?» – Я обняла его и сказала: - Нет, Дима, я не уйду, от вас, потому что ты мой сынок, мой долгожданный мальчик, мой самый родной. А твой папа мой муж, мой любимый человек, добрый, надежный, понимающий.
Татьяна Викторова