Русские колокола отличаются от европейских. В первую очередь это обусловлено разными историческим путями наших стран. И сами эти отличия породили вторичные феномены. Например, искусство звонарей широко распространилось лишь в России. А на Западе оно осталось уделом любителей старины. Давайте вместе пройдём краткий путь развития колоколов, разберём нюансы, а также узнаем интересные факты.
Техническая часть
В традиционном русском колоколе звук извлекается благодаря подвижному языку, который бьёт по внутренней стороне изделия. А вот в Европе язык неподвижен, и в движение приводится сам колокол, который стучит своими стенками по языку.
Именно поэтому русские колокола отличаются своей массивностью. Например, один из крупнейших западных колоколов - "Зигмунт" весит всего лишь 11 тонн. В то время как при Иване Грозном на Руси был отлит инструмент весом в 35 тонн, а при Алексее Михайловиче 127-тонный гигант.
Колокола изготавливаются из бронзы - сплава меди и олова. Чем крупнее инструмент, тем меньше содержание олова. Это снижает хрупкость изделия, но делает его голос менее звонким.
Имена
На Руси колокола старались назвать как-то возвышенно. Чаще всего это была отсылка к тембру инструмента или его внешнему виду. В частности практиковались названия: Широкий, Лебедь, наконец, Царь-Колокол. Иногда называли по месту отливки: Ростовский, Корсунский. А вот европейцы подходили к названию с практической точки зрения. Например, туринский Хлебный - извещал горожанок о том, что пришло время замешивать тесто. А вот парижский Колокол Пьяниц оповещал о времени закрытия увеселительных заведений.
Интересный факт. В ХХ веке колокола стали использовать в медицинских целях. Учёные выяснили, что помимо слышимого звука на организм воздействует инфразвук исходящий от стенок. Он оказывает положительное влияние на вестибулярный аппарат и сердце. А высокочастотный ультразвук усиливает иммунитет.
Настройка
Звучание колокола зависит от того где, и на какой высоте относительно слушателя он расположен. Идеальной конструкцией считается шатровая колокольня с опорным столбом и несколькими колоколами. В этом случае самый массивный инструмент монтируется по левую сторону столба, а остальные по правую. Но тут главное грамотно рассчитать развесовку ансамбля, дабы со временем колокольня не наклонилась.
Главное преимущество колокольни - возможность расположения колоколов на разной высоте в результате чего один человек может воспроизводить сложные мелодии.
А вот на звонницах сложные композиций играть весьма трудно. Зато в этом варианте одновременно могут работать несколько звонарей. В результате получается подобие колокольного ансамбля.
Долгое время колокола и пушки отливали одни и те же мастера. В частности в России такое практиковалось до середины 18 века.
Вот такие они колокола - вечные спутники русской жизни. А какой звон приходится вам по душе? Пишите ответы в комментарии. А ещё ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.