Сын тайши Дайчина Мончак еще в 1641 году взял себе в жены кабардинскую княжну, родственницу воеводы Астрахани князя Григория Сунчалеевича Черкасского. Это возмутило его первую жену, дочь хунтайджи ойратов Эрдени-Батура из племени чоросов, которая уехала к своему отцу. Напомню, что сами калмыцкие тайши были из рода кереит племени торгоут, а всего ойраты состояли из 5 племен - торгоуты, чоросы, хошоуты, хойты и дербеты, на запад откочевали в основном торгоуты и небольшое число хошоутов и дербетов. Через положенный срок она родила у подножия Джунгарского Алтая сына Аюшу.
В 1654 году тайша Дайчин совершил паломничество в Тибет, заодно посетив Джунгарию, и привез из последней своего внука Аюшу.
В 1652 - 1653 гг. западными ойратами была предпринята новая попытка закрепиться на Волге: братья Дайчина и его сын Мончак предпринимали походы под Самару, Саратов, Камышин, а в 1654 г. калмыки ходили под Астрахань, но были вытеснены за Яик, поле чего начались переговоры о присяге калмыков Белому царю. 4 февраля 1655 года Дайчин заключил в Бальчином городке под Астраханью шерть (договор) с Московским царством, согласно которой калмыки обязывались помогать московским царям в их войнах и защищать южные русские границы от набегов мусульманских кочевых племен. А московские войска должны были прийти на помощь калмыкам в случае нужды.Лишь по шертным записям (договорам) 1655 года в Бальчинском городке под Астраханью и 1657 года на Кутумовой реке калмыки получили право
А 30 марта 1657 года по новой шерти на Кутумовой реке за калмыками признавалось право на отбитые у ногайцев кочевья на правой стороне Нижней Волги - «кочевать по Волге по ногайской стороне, и по Ахтубе, и по Белужью или близко наших городов, где они кочевать похотят». При этом тайши обязаны выдавать в Астрахань аманатов (заложников), от чего они ранее категорически отказывались. Кроме того, ойраты соглашались продавать по взаимовыгодной цене лошадей для московского войска - напоминаю, что крестьянская лошадка, которой пахали для кавалерии не годились, и боевых коней русские раньше покупали у ногайцев.
В 1661 году по договоренности с русскими властями Дайчин вместе с Мончаком совершил поход на кубанских ногайцев, и на обратном пути передал сыну звание и власть тайши, после чего удалился на покой. В том же году в Москве был создан Калмыцкий приказ, заведовавший всеми сношениями с могущественным и своевольным вассалом.
В 1663 году Мончак уже сам ходил с войсками по призыву из Москвы воевать с крымскими татарами на Украину.
В этом же году в прикаспийские степи прибыли хошутский тайша Кундулен-Убаши во главе 3 тыс. кибиток (семей) и дербет Даян-Омбо с 1 ты. кибиток соответственно. Они согласились признать власть великого тайши Мончака и царя Алексея, и получили кочевья - хошуты у Яика, а дербеты между Волгой, Иловлей и Доном.
Ойратские тайши принмиали активное участие в башкирском восстании Сары-Мергена в 1662-64 гг. Тогда часть башкир выступила за то, чтоб провозгласить своим ханом правнука Кучума (и внука Дайчина по матери) Кучука. Мончак намеревался прибрать башкир к рукам, но когда это не удалось, помог уфимским воеводам заставить башкир подчинится.
В 1664 году тайша Мончак за помощь в Башкирии и на Украине получил от царя Алексея Михайловича символы власти - булаву из серебра, украшенную золотом и яшмой и флаг.
В 1668 году с Черного Иртыша на Яик откочевал хошутский тайша Аблай. Он объединился со своим дядей Кундулен-Убуши против дербетов. Вскоре Даян-Омбо с дербетами подчинился хошутам. В 1669 объединенные силы Аблая, Кундулен-Убуши и Даян-Омбо напали на торгоутов и пленили старого Дайчина. Вскоре Кундулен-Убуши и Даян-Омбо поссорились с Аблаем из-за дележа добычи и откочевали к Иртышу.
В 1671 году Кундулен-Убуши был разбит главой хошутов Джунгарии Очирту-Цецен-ханом который объединил хошутские улусы и заодно подчинил зависимые от первого торгоутские и дербетские. Сам Кундулен-Убуши и его почетный пленник Шукур-Дайчин попали в плен к хану, и были отправлены на Тибет в почетную ссылку, где вскоре оба старика и умерли. Примерно одновременно с отцом, в 1672 году, но только в Поволжье погиб и Мончак, попав в засаду, устроенную Аблаем. Великим тайшей стал 30-летний Аюша, которого русские называли Аюка.
Он с 1672 г. энергично возобновил войны с ногайцами на западе, казахами на востоке и кабардинцами и кумыками на юге. Более того, он совершил большой поход на Мангышлак, где тогда кочевали туркмены племен чоудор, игдыр и союнаджи. Пленников он поселил при своей ставке, назначив туркменских воинов, чуждых ойратским племенным распрям, в свою личную охрану. Впоследствии часть из них была поселена на границе между калмыками и ногайцами, на севере нынешнего Ставрополья, где их потомки живут до сих пор в Туркменском и Нефтекумском районах.
Тесня ногайцев в предкавказских степях, калмыки вступили в войну с кумыками и кабардинцами, с которыми у них были счеты еще со времен гибели Хо-Урлюка в 1644 г. Не раз калмыкам приходилось сражаться и с приходившими на помощь кумыкским шамхалам и кабардинским князьям чеченцами и аварцами. Впрочем, буддийский правитель не только воевал с мусульманами. При его дворе в качестве почетных заложников воспитывались дети многих казахских, каракалпакских, ногайских, кумыцких и кабардинских правителей.
Около 1680 г. Далай-лама V одарил его титулом хана и печатью. В 1697 Калмыцкое ханство, принимавшее ограниченное участие в Азовских походах 1695 и 1696 годов, подписало при встрече Аюки-хана с князем Борисом Голицыным под Царицыном, новый договор с Русским царством, подтвердивший обязательства калмыков послать войска против врагов Москвы. Русские цари признавали за калмыцкими правителями ханское достоинство и обещали присылать им пушки, ядра и порох. Также были урегулированы споры калмыков с другими царскими подданными - башкирами и донскими, яицкими и гребенскими казаками. Бежавшие из своих улусов к казакам калмыки возвращались к своим нойонам, а русские полоняники освобождались из калмыцкого плена, в который они попали в ходе пограничных стычек и набегов (например, в1694 г. один из нойонов с несколькими сотнями всадников самовольно совершил поход до Тамбова).
Само Калмыцкое ханство делилось на 30 улусов во главе с нойонами. основным общегосударственным органом был верховный суд, главой которого был сам хан - Зарго.
Согласно законам ойратов, записанным при Аюке в "Ики Цааджин-Бичиг", услышавший о приближении неприятеля должен дать известие о том в ставку нойона или тайши и выехать против неприятеля. При объявлении о походе каждый должен к назначенному сроку явиться в строй. За промедление штраф, за неявку - штраф вдвойне. Штрафу подвергается и возвратившийся с похода преждевременно.
Очень строго наказывались дезертиры, не зависимо от сословного происхождения, сурово карались случаи оставления в бою в смертельной опасности соратников. Это преступление расценивалось как особо тяжкое и виновные наказывались смертной казнью.
Аюка активно привлекал оставшихся в Джунгарии торгоутов, укреплявших его силу в Нижнем Поволжье, чему способствовали тяжелые войны, которые ойраты вели с манчжурской империей Цин за власть над Монголией. При этом дочь Аюки вышла замуж за нового хунтайджи Цаван-Рабдена (1697-1727).
Численность калмыков в Поволжье на рубеже веков составляла около 270 тысяч человек. Для того, чтоб понять, сколько это для тех времен, можно сказать, что русских тогда было несколько больше 10 миллионов, казахов и халха-монголов примерно по 1 миллиона, а башкир примерно столько же, сколько и калмыков.
Так образованием сильного, но зависимого от оседлого соседа государства закончилась последняя великая кочевая миграция. В мире Раннего Нового времени оставалось совсем мало места для кочевников, и цепи русских укреплений по Дону и Волгу остановили и позволили приручить степных волков. Можно провести параллели с войнами калмыков против кабардинцев и кумыков с войнами гуннов против алан, но времена гуннов, аваров и монголов ушли в прошлое безвозвратно. Около 1700 года Калмыцкое ханство достигло вершины своего могущества, но уже подкрадывался упадок.