Найти тему
Записки репетитора

Невозможно профориентировать пустоту

Выбор будущей профессии – дело важное и нужное. Начинается он чаще всего с выбора пути после 9 класса – в обычный 10, в профильный 10, в колледж и т.д.

Меня многие в комментариях спрашивают – а что планируют после девятого одноклассники дочери? Расскажу на примере ее подруги, которую здесь зовут Пофигистия Доставайкина. Потому что случай весьма типичный, и она такая не одна. (А конкретно о ней – здесь и здесь.)

***

Дочь с Пофигистией достаточно долго не общалась, тем более, что под конец года она уже и училась в новой школе. А тут летом встретились, естественно, начали делиться новостями: у кого что произошло, какие планы на будущее и все такое.

Плачется она Бездне (моей дочери):

- Мама сказала, что я буду поступать в медучилище. А я не хочу! Там меня будут учить клизмы ставить. Это не для меня! Я там пропаду!

Бездна ее спрашивает:

- Хорошо, а что ты хочешь?

- Не знаю, я хочу учиться в … (называет город, где учится Бездна), а не в нашем Урюпинске. Меня тут все давит и душит! Я не могу тут жить. Мне нужен большой город и квартира там.

Бездна ей говорит:

- Ладно, ты не хочешь в медучилище. Хочешь в город. А маме ты об этом говорила?

- Да, я сказала, что хочу в город … Мама сказала, что боится меня отпускать, потому что в большом городе опасно, и мало ли, как я буду одна.

Бездна тогда ее спрашивает:

- А ты что-то смотрела в этом городе? В какой колледж ты хочешь? На какую специальность?

- Не знаю. Я хочу там жить и хорошо зарабатывать. Нууу… можно на ветеринара, например, я животных люблю. Или с цветами что-то. Я цветы люблю.

Бездна ей начинает про колледжи впаривать, открывает интернет, предлагает с ней вместе поездить в этот большой город и посетить колледжи, узнать, есть ли там общежития и все такое. И объясняет, что одно дело маме сказать: «Не хочу в медучилище», а другое: «Не хочу в медучилище, а хочу на озеленителя, я все узнала, туда конкурс маленький и общагу дают».

Девочка все это пропускает мимо ушей. И вообще полностью меняет тему.

***

Встречаются они примерно через неделю. Пофигистия уже смирилась:

- Ладно, пусть будет медучилище. Тем более, все мои родственники тоже хотят, чтобы я там училась.

Бездна пришла домой и разразилась пламенным монологом.

- Теперь я понимаю, почему люди годами сидят на нелюбимой работе и живут с нелюбимыми мужьями. И вообще, получается, живут ради других: родственников, родителей. Потому что им ничего не надо. И они ничем не интересуются и в результате со всем смиряются. Вот Пофигистия… Сдала общество – потому что ей сказали: «Это легко». И историю, потому что «ее всегда с обществом сдают». (На 3 оба предмета сдала.) То есть она даже не думала, что ей нужно, куда она пойдет. И сейчас у нее желания на уровне детского сада: «Я хочу работать учительницей, потому что я люблю детей. Я хочу продавать мороженое, потому что я люблю мороженое». (Опять влезу. Ну, ладно, моя третьеклассница хочет стать директором школы и думает, что для этого надо предъявить дневник. Но это третьеклассница!)

А Бездна продолжает:

- Вот я где-то читала мнение одного специалиста: раньше ребенка было довольно легко сориентировать по поводу профессии. Открываешь справочник для поступающих, выясняешь, чем он увлекается, и предлагаешь варианты. А сейчас это невозможно. Потому что ребенок не увлекается НИЧЕМ. Или увлекается тем, чем ему велели. А ведь невозможно профориентировать пустоту.

Оказывается, за Пофигистию даже документы в медучилище будет подавать мама. То есть не она будет поступать, а ее будут поступать.

На что Бездна долго вопила:

- Нет уж, документы в вуз я буду сама подавать, со своего ноута. Я бы и на месте Пофигистии сама все выяснила про колледжи и общаги, съездила бы и подала документы. А маму бы поставила перед фактом. Это моя жизнь и мне ее жить. И даже если в ней будут ошибки – это будут мои ошибки. Но, чтобы чего-то добиться, надо ведь что-то делать. В случае учебы – хотя бы для начала определиться, что ты хочешь и какие предметы тебе для этого понадобятся. И хоть что-то делать в этом направлении. Когда начинаешь действовать, уже легче, зато знаешь, что твое реальное положение сейчас – это ненадолго. То есть год я потерплю, зато поступлю, куда хочу. А Пофигистия отвечает: «Это ненадолго все и отбивает». Похоже, есть люди, которые хотят только пожаловаться, а не чтобы им решили проблему. Может, она просто ждет от меня слов поддержки, а я ее, наоборот, начинаю пинать что-то делать?

В результате Бездна постановила, что основная проблема – это лишение детей выбора. То есть родители с детства записывают их к репетиторам, в кружки, а самих детей никто не спрашивает. Условно говоря, родители решили, что ты будешь увлекаться биологией, и ты послушно увлекаешься биологией. А чего ты сам на самом деле хочешь – ты уже и не поймешь, потому что привык, что за тебя все решают другие. Может, с детства надо давать детям выбор и учить выбирать, а не решать все за них?

"Каждый, право, имеет право На то, что слева, и то, что справа"
"Каждый, право, имеет право На то, что слева, и то, что справа"

Как вы думаете, она права?

Небольшое продолжение, проливающее свет на то, почему Пофигистия стала Пофигистией:

Надо ли отдавать подростку заработанные им деньги, или стоит ли иметь дело с родственниками

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 20 июня в прошлом году:

За что я хочу прибить Ивангая, или симпл-димпл и времена английского языка

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.