Найти в Дзене

*БОЛЕЗНЕННАЯ КРАСОТА

недавно читала любопытную статью Арзамаса про историю туберкулёза, и решила изучить вопрос со стороны живописи: русской и зарубежной. ведь действительно, туберкулёз или фтизис - это не просто инфекция, это целая эпоха.

как писал когда-то медик Пауль Штрасман: «чахоточная привлекательность… посредством соблазнительности: хрупкие цвета, румяные щеки, так называемые, «кладбищенские розы».  безусловно, в дебюте заболевания может наблюдаться некоторая эстетизация недуга: все эти лихорадочные румянцы, субфебрилитеты, худоба, повышенное либидо в сочетании с бледной кожей и заострившимися чертами лица делают своё дело. но эстетический экстаз длится недолго - потом наступают малоприятные симптомы слабости, эпизоды кровохаркания и далее по списку.

Фото взято из свободного доступа сети Интернет
Фото взято из свободного доступа сети Интернет

в русской живописи мы можем встретить туберкулёз, где не ждали - например, на картине Василия Поленова «Больная». Полотно написано под впечатлениям от гибели русской студентки Лизы Богуславской, приехавшей в Рим на учебу, и погибшей от туберкулёза лёгких.

Фото взято из свободного доступа сети Интернет
Фото взято из свободного доступа сети Интернет

Обмолвившись про Италию, нельзя не упомянуть «икону» красоты эпохи Возрождения - Симонетту Веспуччи - родом из Флоренции. ведь именно она явилась прототипом для одной из популярнейших картин - «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Обратите внимание не только на черты ее внешности, но и слегка опущенное левое плечо - оно косвенно говорит в пользу чахотки. Собственно она, чахотка, и стали причиной гибели девушки в возрасте 22 лет.

Фото: Арзамас
Фото: Арзамас

Часто (очень) болезнь подбиралась так близко к художникам, что влияла на их творчество не просто как культурное явление, а как горе, постучавшееся в дверь их дома. И речь сейчас не о Мунке (не Мунком единым, как говорится). Так произошло с 32-летней женой Клода Моне, погибшей от туберкулёза. Картина так и называется «Камилла на смертном одре»**.

И это только 1/100 тех полотен, которые посвящены (порой - невольно) чахотке. некогда неизлечимая, беспощадная и не знающая сострадания, чахотка превращала жизнь человека в один бесконечный закат, который всегда в финале внезапно затухал, подобно тому закату, который я наблюдала в иллюминаторе самолета Саратов - Москва.

*название главы из книги Ульрике Мозер «Чахотка».

**фото взяты из открытых источников сети Интернет, в том числе с сайта Арзамас.

#история искусства #моне #василий поленов #ботичелли #туберкулез #рождение венеры