И снова экскурсия в горячо любимый мною Крым, на этот раз мы перенесёмся из современности в Античность и Древнюю Русь...
Всего лишь в нескольких километрах от центра города на северно-западном берегу Карантинной бухты расположился замечательный музей под открытым небом - Херсонес Таврический. Добраться из центра города совсем не сложно:
- на автомобиле:
- на общественном транспорте:
Самая близкая к достопримечательности автобусная остановка так и называется «Херсонес Таврический», едет туда лишь автобус №22.
Неподалеку есть еще одна остановка «Улица Дмитрия Ульянова», здесь с транспортом всё гораздо лучше:
- автобусы 2, 10а, 16, 22, 30, 77, 95, 105, 107, 109, 110, 195 и 400;
- маршрутки 4, 16, 83, 84, 109 и 112;
- троллейбусы 1, 10 и 10к.
Вход не территорию платный - 300 руб. для взрослых, 150 руб. по Пушкинской карте, дети до 7 лет - бесплатно.
В 2020 году в День крещения Руси (28 августа) вход был бесплатным, действуют ли подобные льготы сейчас лучше уточнить на официальном сайте музея-заповедника: https://www.chersonesos-sev.ru/.
Ну а теперь настало время посетить улочки античного города, основанного в 424—421 годах до н. э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской.
Первоначально территория «раннего» города (V в..до н.э.) сосредотачивалась на небольшом мыске у входа в современную Карантинную бухту. Тогда город еще не имел регулярной застройки, его площадь не превышала 4 га, но он уже был обнесен первой оборонительной стеной, за пределами которой располагался ранний некрополь(https://old.chersonesos-sev.ru/).
Ко второй четверти IV в до н.э. завершается процесс формирования полиса и Херсонес Таврический представляет собой рабовладельческую республику с демократической формой правления, с выборными коллегиальными органами законодательной и исполнительной власти. Все декреты издавались от имени Совета и Народа. Народное собрание, являлось основным законодательным органом древнего Херсонеса, здесь принимались декреты, решались основные вопросы внутренней и внешней политики.
С формированием Херсонесского государства во второй четверти- середине 4 столетия до н.э. начинается активная перестройка города – происходит расширение раннего поселения на запад, вглубь Гераклейского полуострова, площадь городской территории становится около 40 га(https://old.chersonesos-sev.ru/?page_id=4501).
В III столетии до н.э. Херсонес оказывается под угрозой захвата территорий со стороны окрепших поздних скифов (столица государства Неаполь Скифский). Херсонеситы начинают реорганизацию защиты хоры и городской территории Полиса. Эта деятельность нашла отражение в надписи на постаменте статуи Агасикла. Городские оборонительные стены дополнительно укрепляются надгробиями с некрополя; не позднее середины III в. до н.э. на юго- восточном участке строится цитадель и ключевой участок обороны т. н. «башня Зенона». Однако, к рубежу III/II вв. до н.э., в результате скифских войн Херсонес теряет свои владении в Северо-Западном Крыму. Разрушаются усадьбы на ближней хоре и начинается экономический упадок полиса. Не справляясь со скифской угрозой, Херсонес в конце II в до н.э. обращается за помощью к одному из могущественных правителей Понта – Митридату VI Евпатору. Его полководец Диофант около 101-107 гг. до н.э., совершив серию успешных походов против скифов, защищает Херсонес. Эти события нашли свое отражение в знаменитом декрете в честь Диофанта. Однако, Херсонес за «оказанные услуги» был вынужден заключить ряд альянсов с Боспорским царством и идти уже в русле его политических интересов. После смерти Митридата Херсонес попадает под влияние «друга и союзника римлян» Боспорского царя Фарнака, а с середины I в. до н.э. он уже оказывается в сфере влияния самой Римской империи, ведущей военно-политической силы античного мира того периода. Город поддерживает Цезаря в борьбе с Фарнаком, и взамен получает право элевтерии («свободы»), свободы от налогооблажения и полуавтономный статус с непосредственным подчинением Риму.
Уже с I в. н.э. в городе фиксируются эпизодическое присутствие римских войск, найдены статуи легатов римских провинций. В начале II в н.э. в Херсонесе появляется постоянный римский гарнизон, размещается векселяция V Македонского легиона. Недалеко от города, в районе современной Балаклавской бухты, размещается полномасштабная римская база и строится храм Юпитеру Долихену, особенно популярному в римской армии. Появляется ряд укреплений и по Южному берегу Крыма. Все это находит отражение в коллекциях археологических находок из Херсонеса (детали поясных наборов, солдатской одежды, конской упряжи, предметов вооружения). Во второй половине III в. в Крыму активизируются готские племена, сокращается римское военное присутствие. Тем не менее в Херсонесе по-прежнему используют римские военные постройки и в городском гарнизоне продолжают фигурировать название военных частей. Присутствует и небольшое количество артефактов, связанных с римскими военными. Все это говорит нам о существовании постоянного, хотя и малочисленного, римского гарнизона в Херсонесе вплоть до первой половины V в (https://old.chersonesos-sev.ru/?page_id=4501).
В конце V – начале VI в. Херсонес вошел в состав Восточно-римской или ромейской державы, получившей в историографии XIX столетия имя Византийской империи под названием «Херсон». Город стал северным форпостом Византии, через который осуществлялся контроль за передвижением варварских племен, представлявших потенциальную угрозу безопасности империи. Византийцы постоянно держали эту стратегически важную крепость под политическим, экономическим и идеологическим контролем и, учитывая отдаленность Херсона, использовали его как место ссылки оппозиционеров, неугодных церковных и политических деятелей.
В разное время сюда были сосланы: монофизит Тимофей Элур (60-е годы V в.), римский папа Мартин, Феодор и Евперий (655 г.), низверженный император Юстиниан II (695-705 гг.), брат императора Льва Хазара – кесарь Никифор (776 г.), монахи-иконопочитатели – сподвижники Феодора Студита: Иоанн Психиат и Иосиф Песнописец (IX в.) (https://old.chersonesos-sev.ru/?page_id=4501).
Херсонес-Херсон существовал почти две тысячи лет, из которых тысячу – как город христианский. Тысяча лет на маленьком мысу площадью около 40 га строились базилики и крещальни, крестовокупольные храмы и часовни, странноприимные дома и усыпальницы; в город привозились иконы, кресты, церковная утварь. Херсон был проводником христианства, опорным пунктом миссионеров, паломническим центром (https://old.chersonesos-sev.ru/?page_id=4501).
В истории Древней Руси Херсонес так же сыграл немаловажную роль, ведь именно здесь в 988 году крестили русского князя Владимира Святославовича. Не смотря на то, что именно он стал так называемым "крестителем Руси" к православной вере он пришёл не сразу и согласно «Повести временных лет» имело место "испытание вер".
В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.После булгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма. Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду(https://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси).
В ХII-ХIII вв. меняется политическая ситуация в Европе. Завоевание крестоносцами Константинополя в 1204 г. и последовавшее за этим проникновение и укрепление в Крыму итальянцев, совпавшее с татарским нашествием, изменили обстановку в Северном Причерноморье и место Херсона в системе торговых связей. Город утратил свою многовековую роль международного центра транзитной торговли, и его торговая монополия в Северном Причерноморье перешла к другим городам Крыма и Приазовья. Средиземноморские товары теперь попадали в Херсон через посредство итальянских купцов. После распада Византии на ряд «имперских центров» Херсон вошел в сферу политического влияния Трапезундской империи Комнинов, в связи с чем активизировались его торговые контакты с Малой Азией(https://old.chersonesos-sev.ru/?page_id=4501).
В XIV-е столетии город вступил экономически задавленным генуэзцами, разоренным и сожженным кочевниками. Не миновала его и общеевропейская трагедия – чума – и страшное крымское землетрясение 1341 г. До сих пор историки спорят о том, что представлял собой Херсон в этот период. Одни называют его городом, другие полагают, что от Херсона остался лишь жалкий рыбацкий поселок на берегу Карантинной бухты, третьи – вообще отрицают жизнь на херсонесском городище в XIV в. Пережитые трагедии, показавшие иллюзорность материальных благ, усилили в средневековом обществе конца XIII – XIV в. религиозность, привели к подъему духовности, возрождению монашества. Херсон не стал исключением. В его округе основываются новые и возрождаются прежде существовавшие пещерные и наземные скиты, поддерживаются древнейшие, известные всему христианскому миру, мемории св. Климента и св. Мартина, храмы украшаются искусной резьбой, расписывались фресками в лучших традициях палеологовского искусства. Известно, что в 1280 г. Херсонская епархия была возведена в ранг митрополии, а в 1390 г. постановлением церковного синода под контролем херсонского митрополита оказалось все побережье Таврики вплоть до Судака. В ХIV в. в Херсоне была образована католическая епископия и даже было принято решение воздвигнуть в городе собор св. Климента.
Во второй половине XV в. упоминания о нем уже более не встречаются в письменных источниках((https://old.chersonesos-sev.ru/?page_id=4501).
На этом экскурсия в прошлое окончена и предлагаю перенестись в настоящее...
Расскажу об основных достопримечательностях Херсонеса:
- Туманный колокол: на нем укреплена табличка, гласящая, что изготовлен он в Таганроге в 1778 году. Материалом для изготовления колокола послужили трофейные турецкие пушки.
После захвата Севастополя англо-франко-турецкими войсками в ходе Крымской войны 1853-1856 годов колокол был снят и вывезен во Францию в качестве трофея. Здесь он находился на звоннице Собора Парижской богоматери вплоть до конца 1913 года. Потом он вновь был возвращен в Россию и установлен в Севастополе на своем месте. Когда монастыть был закрыт колокол в период плохой погоды выполнял функции сигнального колокола, благодаря чему получил название Туманный. Так же многие из Вас аже не посещая Севастополь, уже даво знакомы с этой достопримечательностью. Дело в том, что Туманный колокол стал декорацией в кинофильме «Приключения Буратино», в эпизоде про Поле чудес в стране Дураков, как и многие другие места Херсонеса.
- Базилика 1935 года. Эта базилика VI-X века является самой знаменитой достопримечательностью Херсонеса Таврического и его символом. Живописные руины христианского храма с колоннадой на берегу моря были откопаны в 1935 году советским архитектором Беловым Г.Д. Храм получил название Базилика 1935 года по времени его обнаружения(https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html).
- Для любителей драмы и комедий в Херсонесе есть своя достопримечательность - Античный театр.
Наличие собственного театрального заведения даже в древние времена говорило о статусе города. Собственный театр появился в Херсонесе практически сразу же после его основания – на рубеже III и IV веков до н. э. Его вместимость была довольно внушительной: смотреть представления могло до 2000 человек. Фактически все народные гуляния, празднества и театральные представления проходили именно в этом театре(https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html).
- Монетный двор — условное название сооружения в древнегреческом городе Херсонес Таврический, в одном из подвальных помещений которого было найдено 43 заготовки для чеканки бронзовых монет. Монетный двор датируется IV—III веками до н. э. и был раскопан в 1904 году.
- Центральная площадь Херсонеса. По греческой традиции центральная часть их полисов именовалась агорой, Херсонес не стал исключением. Его агору расположили в средней части главной городской улицы. Примечательно, что своего первоначального предназначения она не сменила до самого конца существования Херсонеса как города. В античную эпоху вокруг центральной площади строились храмы и алтари, устанавливались статуи богов. Здесь принимались и провозглашались постановления народного совета(https://dostop.ru/krym/hersones-tavricheskij.html).
Это далеко не все, что можно увидеть в этом прекрасном месте, каждый сантиметр здесь хранит многовековую историю, настоятельно советую посетить это место всем и каждому.
Ну и конечно же Вас не оставит равнодушными море и невероятно красивая береговая линия Херсонеса.
На этом завершаю нашу экскурсию, до скорых встреч))))
Спасибо за внимание, подписывайтесь на канал, будет много интересного)))
Другие статьи про Крымский полуостров: