Найти тему
Юрий Салатов

К вопросу о лучшем Остапе Бендере. Часть 1. «Золотой телёнок» Михаила Швейцера

Остап Бендер с Балагановым и Паниковским. Источник: https://interesnyefakty.org
Остап Бендер с Балагановым и Паниковским. Источник: https://interesnyefakty.org

В интернете периодически возникают дискуссии по поводу того, какая экранизация Ильфа и Петрова лучшая.

Я давний поклонник творчества Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В дни нашего детства мы соревновались на лучшее знание «Двенадцати стульев» и «Золотого телёнка», могли цитировать наизусть целые куски из романов. Уже позже их книга «Одноэтажная Америка» (как и очерк Владимира Маяковского «Мое открытие Америки») послужила мне полезным пособием при посещении США, поскольку была весьма актуальна, хотя была написана лет за семьдесят до этого.

Илья Ильф и Евгений Петров были удивительными мастерами, умели как-то по-особенному работать со словом. Не только их романы, но и их фельетоны, статьи на злобу дня, то, что по определению быстро устаревает, читаются с интересом и спустя годы.

Фразы из их произведений давно стали крылатыми, пошли в народ. И конечно, к экранизациям по их произведениям особый счет.

С моей точки зрения, если рассматривать наши фильмы, можно вообще говорить только о трех фильмах: "Золотом телёнке" Михаила Швейцера, "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая и "Двенадцати стульях" Марка Захарова. Фильм Гайдая мы разберем в следующей статье "К вопросу о лучшем Остапе Бендере. Часть 2. "Двенадцать стульев" Леонида Гайдая". Захаровскую версию рассмотрим в статье "К вопросу о лучшем Остапе Бендере. Часть 3. "Двенадцать стульев" Марка Захарова". И в отдельной статье "К вопросу о лучшем Остапе Бендере. Часть 4. Актеры, сыгравшие в нескольких экранизациях Ильфа и Петрова" я расскажу об актерах, снимавшихся в нескольких из этих фильмов.

Всерьез говорить о фильме "Мечты идиота" Василия Пичула без того, чтобы не перейти на нецензурные выражения, я не могу. Желание, как модно сейчас говорить, постебаться над классикой - это единственное, на мой взгляд, что двигало создателями фильма.

От выбора певца Сергея Крылова на роль Бендера до подбора замечательных актеров, но на совершенно не подходящие им роли: Станислава Любшина как Паниковского, Евгения Дворжецкого как Балаганова, Андрея Смирнова как Корейко. Справедливости ради, отмечу Владимира Этуша в роли Фунта.

Телесериал "Золотой теленок" с Олегом Меньшиковым я даже не могу обсуждать, поскольку посмотрев несколько эпизодов, я недоумевал, что подвигло авторов на этот сериал помимо желания освоить телебюджет.

Но вернемся к фильмам, которые стоит обсуждать.

Фильм Михаила Швейцера "Золотой теленок", если говорить коротко, просто шедевр. Это безусловная удача этого режиссера, непревзойденного мастера экранизаций классики. Все мы помним и его "Воскресенье" по Толстому, и "Время, вперед!" по Катаеву, и "Маленькие трагедии" по Пушкину, и "Мёртвые души" по Гоголю.

И в этом фильме удалось всё - работа режиссера Михаила Швейцера, оператора Сергея Полуянова, музыка Георгия Фиртича и, конечно, филигранные актерские работы.

Сергей Юрский - непревзойденный Остап Бендер. Его герой - интеллигент и романтик, обстоятельствами выкинутый на обочину жизни. Юрский играет Бендера упоительно, вкусно, с наслаждением, и это наслаждение передается зрителям.

Я, не видевший театральных работ Юрского в БДТ, понял по роли Бендера, что это актер грандиозного масштаба . К счастью, потом довелось видеть мастера на сцене, как в драматических спектаклях (например, на сцене МХАТа в спектакле «Игроки XXI» по Гоголю, который он поставил и сыграл роль Глова, заменив ушедшего из жизни Евгения Евстигнеева), так и в многочисленных его чтецких выступлениях, превращавшихся силою его таланта в мини-спектакли.

Представить кого-либо в роли Паниковского после Зиновия Гердта практически невозможно. Как когда-то созданный Борисом Бабочкиным образ Чапаева нам интереснее реального прототипа, так и Паниковский навсегда обрел черты Гердта и нам не интересен другой Паниковский. Это никчемный человек, «жалкая и ничтожная личность» благодаря актеру вызывает сочувствие, его искренне жаль.

Простодушный Балаганов в исполнении Леонида Куравлева тоже вызывает симпатию и сопереживание. Как вспоминал сам актер, режиссер сказал ему, чтобы он играл дворнягу, преданную своему хозяину. Балаганов – большой ребенок, способный на всякие нехорошие поступки не со зла, а потому что не ведает, что творит.

А вот кто точно ведает, что творит, так это Корейко в исполнении Евгения Евстигнеева. Он очень аскетичен, своего рода лев, затаившийся в ожидании прыжка, только настороженный и жесткий взгляд показывает, на что способен этот человек, накопивший деньги на махинациях и голоде в Поволжье.

Конечно, нельзя не вспомнить впечатлительного Адама Козлевича в исполнении Николая Боярского. Сцена «охмурения» Адама ксендзами не вошла в фильм, но и без нее Боярскому удалось замечательно передать эту ранимую натуру, бывшего вора-неудачника, у которого появилась в жизни цель - его машина, его «Антилопа-Гну».

И Светлана Старикова сыграла Зосю Синицкую так убедительно, что трудно представить кого-то еще в этой роли.

И Николай Сергеев, сыгравший старика Синицкого, это мастер небольших ролей. Но запоминается и в роли Феофана Грека в «Андрее Рублеве», и в крохотной роли старика в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил» со своей фразой «что ликом чёрен и прекрасен» и, конечно, в «Золотом теленке».

А известный режиссер Константин Воинов, сыгравший геркулесовца Скумбриевича или Павел Винник в роли Берлаги или Павел Павленко в роли Фунта? Эти актеры, сыгравшие небольшие роли, очень органичны.

Даже актеры, буквально мелькнувшие в фильме, запоминаются. Например, Игорь Ясулович в роли автолюбителя или Тамара Семина в сцене в поезде.

И актеры, снявшиеся в эпизоде с Вороньей слободкой, не вошедшем в окончательный вариант фильма, Анатолий Папанов в роли Лоханкина и Марлен Хуциев в роли Гигиенишвили, были очень выразительны.

На мой взгляд, в этом фильме нет актерских неудач.

Черно-белый фильм наполнен особой атмосферой, красками жизни, будь то сцена ночного купания или сцена с листопадом во время встречи Остапа и Зоси.

В следующей статье "К вопросу о лучшем Остапе Бендере. Часть 2. "Двенадцать стульев" Леонида Гайдая" мы поговорим о версии Леонида Гайдая.

Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов

Лайки и комментарии способствуют развитию канала

#ильф и петров #золотой телёнок #михаил швейцер

#сергей юрский