Сюжет о таинственном узнике в железной маске волнует умы историков и писателей с 18 века. А с появлением кинематографа к этой истории обратились и режиссеры, которые на свой лад трактуют этот драматичный эпизод из жизни Франции времени правления короля-солнца Людовика XIV (17 век). Загадочный заключенный в маске – реальная историческая личность. Согласно сохранившимся документам, он томился в заточении долгих 34 года вплоть до своей смерти. Его лица никто не видел, так как он носил бархатную маску.
Существует множество версий, кто был этот человек. Большинство историков сходится во мнении, что это был политический заговорщик или представитель влиятельной аристократии, который в чем-то провинился перед королем (например, существует предположение, что этим человеком был экс-министр Фуке). Но в 18 веке с легкой руки философа и писателя Вольтера в ход пошла версия, что арестант – родной брат короля, который носил не бархатную, а железную маску. Идею Вольтера обыграл А. Дюма-отец в заключительной части трилогии про трех мушкетеров «Десять лет спустя».
В 1998 году на большие экраны вышел приключенческий фильм «Человек в железной маске», в котором две главные роли (Людовика XIV и его брата-близнеца) сыграл Леонардо ДиКаприо, который еще не пришел в себя после оглушительного успеха «Титаника». Молодой актер убедительно изобразил двух абсолютно разных людей – жестокого короля и доброго Филиппа и по неизвестной причине был номинирован на антипремию Золотая малина.
Вероятно, кинокритики пришли в ужас от сценария, который оставляет желать лучшего. Бравые мушкетеры прописаны из рук вон плохо; они смотрятся на экране лишь потому, что их сыграли актеры старой гвардии (в их числе оказался Жерар Депардье в роли Портоса), которые удерживают внимание зрителей своей харизмой.
Людовик XIV получился слишком отрицательным персонажем. Дюма не идеализировал короля-солнце: в его романе молодой правитель – человек со своими достоинствами и недостатками, который совсем не похож на негодяя, каким его изобразили сценаристы фильма. А его брат близнец в книге «Десять лет спустя» не лишен тщеславия и честолюбия, в то время как в кино он получился слишком прекрасным, почти идеальным юношей.
Пожалуй, главный плюс фильма – это его саундтрек, сочиненный британским композитором Ником Гленни-Смитом (под эту музыку российский фигурист Алексей Ягудин в 2002 году катал произвольную программу и стал олимпийским чемпионом). Восхитительная музыка в полной мере передаёт то, что не сумели донести до благодарного зрителя режиссер и сценаристы.
Все статьи по теме: #woh_историческое кино
Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и не забудьте поставить лайк))