"Том и Джерри" эпохи коммунизма

360 прочитали

Если посмотреть повнимательнее серии мультфильма "Том и Джерри", созданные в начале шестидесятых, то можно заметить любопытную особенность: стиль мультика (рисовка, музыка) очень не похож на американскую мультипликацию, а больше напоминает польскую и чехословацкую продукцию тех лет - "Крот", "Рекс", "Лёлек и Болек".

Если посмотреть повнимательнее серии мультфильма "Том и Джерри", созданные в начале шестидесятых, то можно заметить любопытную особенность: стиль мультика (рисовка, музыка) очень не похож на...

И это не совпадение. В 1960 - 1962 годах мультсериал "Том и Джерри" действительно снимался в коммунистической Чехословакии. История создания этого сезона прямо-таки детективная. Но обо всём по порядку.

Джин Дейч

Жил в далёкие годы в США один мультипликатор. Звали его Джин Дейч. Снимал различные мультики, а также телевизионные ролики. В 1959 году он решил создать короткометражный мультфильм "Манро" - сатиру на призывную армию. Профинансировать эту ленту согласилась некая компания под названием "Рембрандт филмс".

Свободный и независимый художник
Свободный и независимый художник

Вот только располагалась фирма далеко от США, да ещё и в стране, в которой к власти пришла коммунистическая партия. Это была Чехословакия. Дейч отправился туда - договариваться о финансировании его нового мультика. Сначала он хотел провести в Праге всего несколько дней, но внезапно женился на местной девушке - и остался в Чехословакии навсегда.

Ханну и Барберу выгоняют из студии

В те же годы два других режиссёра - Ханна и Барбера - вот уже долгое время успешно создают мультсериал "Том и Джерри". Но в конце пятидесятых руководство студии вызывает их "на ковёр" и настойчиво просит освободить помещение. Дескать, долгоиграющий мультик про кота и мышь уже устарел и поэтому "не нужен" массовому зрителю.

Ханна и Барбера так не думали, поэтому они принялись искать нового продюсера. В США они такового не нашли... но вдруг вспомнили про Джина Дейча, который успел уехать на другой континент. Они вышли на него и предложили сотрудничать.

Если посмотреть повнимательнее серии мультфильма "Том и Джерри", созданные в начале шестидесятых, то можно заметить любопытную особенность: стиль мультика (рисовка, музыка) очень не похож на...-3

Интересно, что сначала Дейч отказался. Он не любил "Том и Джерри": в мультике, мол, много насилия, примитивного юмора, да и чернокожая женщина ("Мамочка-два-тапочка") показана в явно оскорбительном духе. Но создатели сериала его переубедили (дескать, всё изображённое в мультфильме - не более чем ирония), да ещё и разрешили снимать серии в собственном ключе. Дейч пересмотрел свои взгляды и взялся за дело.

Том, Джерри и чехословацкий социализм

Не нужно думать, что все страны "социалистического лагеря" были на одно лицо - этакий растянутый до чудовищных размеров совок. Польша, Венгрия и Чехословакия были достаточно либеральными странами - с частной собственностью, несильной цензурой, отсутствием выраженного "железного занавеса" и активным культурным и экономическим обменом с "капстранами".

Чехословацкий кабриолет "Шкода", 1961 г.
Чехословацкий кабриолет "Шкода", 1961 г.

А в Болгарии и ГДР попытались построить "капитализм без капитализма": частная собственность запрещена, у власти стоят всесильные "вожди", но уровень жизни населения поддерживается вполне на уровне развитых стран. В Чехословакии и ГДР существовала даже многопартийность, пусть и "липовая".

Антонин Новотный целуется с Брежневым
Антонин Новотный целуется с Брежневым

Вместе с тем Чехословакия представляла собой своеобразное зрелище. Народ хотел, чтобы было совсем как в либеральных Польше и Венгрии, а правительство, наоборот, желало угодить кремлёвским властям - и одновременно набить собственные карманы; в стране наблюдалась дикая коррупция. Отсюда - постоянные наезды на частных предпринимателей, попытки их контролировать и "закручивать гайки". Так что помимо раздувшихся госпредприятий и шаткого частного сектора процветало множество нелегальных и полулегальных организаций.

Прага в 1960 году
Прага в 1960 году

В такой реальности предстояло жить и Джину Дейчу и его жене Зденке. Днём они официально работали на государственной киностудии - снимали чешские мультфильмы, в том числе участвовали в создании "Крота". А в свободное от работы время на своей загородной даче нелегально снимали сериал "Том и Джерри". К работе они привлекли своих знакомых чешских мультипликаторов. Именно поэтому эти серии "Тома и Джерри" больше напоминают "Крота" и другие "социалистические" мультики.

Если посмотреть повнимательнее серии мультфильма "Том и Джерри", созданные в начале шестидесятых, то можно заметить любопытную особенность: стиль мультика (рисовка, музыка) очень не похож на...-7

Отснятые серии переправлялись в США через ту самую полулегальную чешскую фирму "Рембрандт филмс" и там демонстрировались в кинотеатрах... тоже полулегально. Американская общественность в то время была напугана "призраком коммунизма" и могла не принять продукцию, созданную в коммунистической стране. Поэтому титры были сделаны так, чтобы из них нельзя было понять, в какой стране снимался фильм.

Новые серии публике в целом понравились, хотя некоторых удивляло их новаторство. Кто-то упрекал их в "примитивности" (напомним - сам Дейч поначалу обвинял в "примитивности" сам мультсериал в целом) и не очень высоком качестве. Дейч объяснял, что ему выделили слишком мало денег, поэтому пришлось экономить - отсюда и низкое качество серий.

Сам же Джин Дейч может по праву считаться эталоном абсолютной свободы и независимости. Он смог оставаться самим собой и делать своё дело, невзирая на тоталитарный (пусть и достаточно "мягкий") государственный режим и бессмысленные политические разборки больных на голову чиновников обоих "лагерей".

Если посмотреть повнимательнее серии мультфильма "Том и Джерри", созданные в начале шестидесятых, то можно заметить любопытную особенность: стиль мультика (рисовка, музыка) очень не похож на...-8

Впоследствии Дейч приложил руку и к созданию некоторых серий "Моряка Попая".

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: