Как и обещала в одном из последних постов, несколько ближайших статей будут посвящены выставкам, которые мне случайно довелось посетить в петербургском музее современного искусства – Эрарта. Выбор исключительно субъективен, а как иначе, когда речь заходит об искусстве? Поэтому вполне логично, что многим он может не понравится. Что ж… современное искусство вообще довольно сложный предмет для оценки, для нас же главное – поиск красоты во всех ее проявлениях, пусть даже и таких неоднозначных…
Эпизод I: «На странных берегах».
Чтобы уж слишком не шокировать особенно впечатлительных читателей, начну, наверное, с самой понятной выставки – несколько картин российского ведущего, дизайнера и по совместительству художника Алексея Бегака.
Во-первых, потому что из всех, представленных в Эрарте произведений, его картины самые «нормальные» — это привычные глазу маленькие сюжеты из обычной жизни, выполненные в традиционном стиле, без каких-либо ухищрений с целью придумать что-нибудь этакое.
А во-вторых, по странной иронии судьбы художник умер всего несколько дней назад – 29.05.2022г. – в последний день выставки своих картин в музее Эрарта…Столь странное совпадение кажется чем-то почти мистическим и нереальным при всей свое обыденности.
Подобное же впечатление отчасти производят и его картины. До сих пор я помню самое первое впечатление от них – стойкое ощущение, что передо мной фотографии, выполненные с помощью так любимой мною макросъемки. Практически на каждой картине был представлен какой-то предмет, природный объект, как будь то под многократным увеличением.
Огромный лист, энергичная зелень которого медленно угасает под расползающимися коричневато-желтыми пятнами мертвенной ржавчины, а каждая прожилка выполнена с поразительной точностью: как будь то в этих извилистых руслах скрыта какая-то магия жизни, которую художник пытается понять, уловить и показать нам во всей ее естественной и безыскусной красоте.
Или еще одно произведение – портрет столь же огромной ящерицы – хамелеона, названный почему-то «Навуходоносор», возможно из-за сходства очертаний его профиля с рисунками, изображающими знаменитого вавилонского царя, которые мы видели на страницах школьных учебников истории.
Однако вовсе не это «цепляет» сознание: более странным кажется контраст между черным фоном и фееричной цветной мозаикой, изображающей кожу маленького, скрюченного существа, тщетно пытающегося скрыться на безжизненном фоне и удивлено взирающего на нас своими выпуклыми глазами – ведь мы же не должны его видеть, а между тем, смотрим прямо на него.
Какая мысль скрыта в этом произведении? Что хотел сказать художник? Просто ли это обычное любование предметом – не случайно картины Бегака в рекламных отзывах называли «предметной медитацией» - или нечто большее? Что связывает ее с названием выставки?
«Живопись — это очень просто: умение и желание удивляться, великая любовь к изображаемому объекту… и некоторое умение рисовать» (Алексей Бегак)
Как мне кажется, есть в ней что-то важное и почти неуловимое, что-то, понятное лишь на уровне инстинктов, эмоциональных реакций, едва ли поддающихся трактовке. С одной стороны – это отражение самого понятия красоты, искусства, которое может даже в абсолютной тьме бездушного пространства увидеть нечто прекрасное и яркое даже в самом, казалось бы, уродливом существе.
С другой – это некая иная реальность, предметный мир, где на первый план выступают единичные предметы, явления, мгновения жизни, каждое, наделенное своим смыслом, своей особой значимостью и своей неповторимой красотой, часто игнорируемой нами ввиду ее повсеместности и обыденности.
Что это если не те самые «странные берега», на которых не только меняется сама реальность, становясь более предметной и откровенной, но и наше сознание, которое в угоду художнику как-то незаметно начинает по-другому воспринимать окружающее пространство и предметы.
Как и художник, мы вдруг начинаем подмечать красоту даже в затейливых орнаментах серо-зеленого многоцветия пышного мха и сложных изгибах обычного камня, который действительно словно «рождается» и все еще пытается освободится от травянистого плена «породившей» его матушки-природы.
Или видим нечто особенное в мягких очертаниях роскошного кедра, уставшая зелень которого практически сливается в единое целое с безграничной серостью неба…Еще один портрет, еще одного природного объекта…Еще одна попытка постичь истинную, естественную красоту…
Одна из немногих картин, где все просто и понятно – самая популярная на выставке – красочное море цветов «Сад в Анси». Над яркими оттенками и причудливыми изысками цветочных бутонов мы никогда не раздумываем, бессознательно и привычно относя их к миру прекрасного. Казалось бы, что в ней такого необычного? А между тем она, безусловно, выделяется в ряду других полотен, представленных на выставке.
Дело в том, что здесь нет привычного предметного портрета – трудно выявить «главного героя» произведения. Все дело в том, что таковым, скорее всего, является воспоминание-впечатление о далекой европейской реальности, с которой некогда Алексей Бегак очень тесно сосуществовал.
К подобному же типу относятся еще несколько картин, в том числе и представленная ниже «Норвегия» — это зарисовки, подобные случайным фотокадрам из давно забытых путешествий, прочно засевшие в нашей памяти и пустившие свои гибкие, прекрасные, но такие колючие корни-щупальца в наше сознание.
Ведь все мы знаем, что если кому-то довелось побывать в другой стране, не просто посетив ее лишь на несколько кратких мгновений бездумных туристических метаний, а пожить в ее реальности, ощутить ее, впитать некую ее часть, то такой человек уже никогда не будет прежним – его сознание меняется.
Возможно из-за того, что какая-то его часть так и остается в той самой стране – «на странных берегах», где живут осколки воспоминаний, ярких впечатлений и несбывшихся надежд… Время от времени искорки от них освещают слабым, но красочным светом нашу обыденную реальность каким-то загадочным блеском странной красоты…И очень здорово, когда у кого-то есть возможность поделиться такими искорками с другими людьми, тем самым привнеся нечто прекрасное и светлое и в их жизнь тоже…
🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺
Другие статьи цикла: