Найти тему
В поисках красоты

🌺Записки из Эрарты, эпизод I: на странных берегах.

Как и обещала в одном из последних постов, несколько ближайших статей будут посвящены выставкам, которые мне случайно довелось посетить в петербургском музее современного искусства – Эрарта. Выбор исключительно субъективен, а как иначе, когда речь заходит об искусстве? Поэтому вполне логично, что многим он может не понравится. Что ж… современное искусство вообще довольно сложный предмет для оценки, для нас же главное – поиск красоты во всех ее проявлениях, пусть даже и таких неоднозначных

"Сад в Анси", фрагмент, Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Сад в Анси", фрагмент, Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Эпизод I: «На странных берегах».

Чтобы уж слишком не шокировать особенно впечатлительных читателей, начну, наверное, с самой понятной выставки – несколько картин российского ведущего, дизайнера и по совместительству художника Алексея Бегака.

Во-первых, потому что из всех, представленных в Эрарте произведений, его картины самые «нормальные» — это привычные глазу маленькие сюжеты из обычной жизни, выполненные в традиционном стиле, без каких-либо ухищрений с целью придумать что-нибудь этакое.

А во-вторых, по странной иронии судьбы художник умер всего несколько дней назад – 29.05.2022г. – в последний день выставки своих картин в музее Эрарта…Столь странное совпадение кажется чем-то почти мистическим и нереальным при всей свое обыденности.

Подобное же впечатление отчасти производят и его картины. До сих пор я помню самое первое впечатление от них – стойкое ощущение, что передо мной фотографии, выполненные с помощью так любимой мною макросъемки. Практически на каждой картине был представлен какой-то предмет, природный объект, как будь то под многократным увеличением.

"Смерть листа", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Смерть листа", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Огромный лист, энергичная зелень которого медленно угасает под расползающимися коричневато-желтыми пятнами мертвенной ржавчины, а каждая прожилка выполнена с поразительной точностью: как будь то в этих извилистых руслах скрыта какая-то магия жизни, которую художник пытается понять, уловить и показать нам во всей ее естественной и безыскусной красоте.

Или еще одно произведение – портрет столь же огромной ящерицы – хамелеона, названный почему-то «Навуходоносор», возможно из-за сходства очертаний его профиля с рисунками, изображающими знаменитого вавилонского царя, которые мы видели на страницах школьных учебников истории.

"Навуходоносор", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Навуходоносор", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Однако вовсе не это «цепляет» сознание: более странным кажется контраст между черным фоном и фееричной цветной мозаикой, изображающей кожу маленького, скрюченного существа, тщетно пытающегося скрыться на безжизненном фоне и удивлено взирающего на нас своими выпуклыми глазами – ведь мы же не должны его видеть, а между тем, смотрим прямо на него.

Какая мысль скрыта в этом произведении? Что хотел сказать художник? Просто ли это обычное любование предметом – не случайно картины Бегака в рекламных отзывах называли «предметной медитацией» - или нечто большее? Что связывает ее с названием выставки?

«Живопись — это очень просто: умение и желание удивляться, великая любовь к изображаемому объекту… и некоторое умение рисовать» (Алексей Бегак)

Как мне кажется, есть в ней что-то важное и почти неуловимое, что-то, понятное лишь на уровне инстинктов, эмоциональных реакций, едва ли поддающихся трактовке. С одной стороны – это отражение самого понятия красоты, искусства, которое может даже в абсолютной тьме бездушного пространства увидеть нечто прекрасное и яркое даже в самом, казалось бы, уродливом существе.

"Мушмула", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Мушмула", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

С другой – это некая иная реальность, предметный мир, где на первый план выступают единичные предметы, явления, мгновения жизни, каждое, наделенное своим смыслом, своей особой значимостью и своей неповторимой красотой, часто игнорируемой нами ввиду ее повсеместности и обыденности.

Что это если не те самые «странные берега», на которых не только меняется сама реальность, становясь более предметной и откровенной, но и наше сознание, которое в угоду художнику как-то незаметно начинает по-другому воспринимать окружающее пространство и предметы.

Как и художник, мы вдруг начинаем подмечать красоту даже в затейливых орнаментах серо-зеленого многоцветия пышного мха и сложных изгибах обычного камня, который действительно словно «рождается» и все еще пытается освободится от травянистого плена «породившей» его матушки-природы.

"Рождение камня", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Рождение камня", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Или видим нечто особенное в мягких очертаниях роскошного кедра, уставшая зелень которого практически сливается в единое целое с безграничной серостью неба…Еще один портрет, еще одного природного объекта…Еще одна попытка постичь истинную, естественную красоту…

"Ливанский кедр", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Ливанский кедр", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Одна из немногих картин, где все просто и понятно – самая популярная на выставке – красочное море цветов «Сад в Анси». Над яркими оттенками и причудливыми изысками цветочных бутонов мы никогда не раздумываем, бессознательно и привычно относя их к миру прекрасного. Казалось бы, что в ней такого необычного? А между тем она, безусловно, выделяется в ряду других полотен, представленных на выставке.

"Сад в Анси", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Сад в Анси", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Дело в том, что здесь нет привычного предметного портрета – трудно выявить «главного героя» произведения. Все дело в том, что таковым, скорее всего, является воспоминание-впечатление о далекой европейской реальности, с которой некогда Алексей Бегак очень тесно сосуществовал.

К подобному же типу относятся еще несколько картин, в том числе и представленная ниже «Норвегия» — это зарисовки, подобные случайным фотокадрам из давно забытых путешествий, прочно засевшие в нашей памяти и пустившие свои гибкие, прекрасные, но такие колючие корни-щупальца в наше сознание.

"Норвегия", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Норвегия", Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Ведь все мы знаем, что если кому-то довелось побывать в другой стране, не просто посетив ее лишь на несколько кратких мгновений бездумных туристических метаний, а пожить в ее реальности, ощутить ее, впитать некую ее часть, то такой человек уже никогда не будет прежним – его сознание меняется.

"Сад в Анси", фрагмент, Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"
"Сад в Анси", фрагмент, Алексей Бегак, выставка "На странных берегах"

Возможно из-за того, что какая-то его часть так и остается в той самой стране – «на странных берегах», где живут осколки воспоминаний, ярких впечатлений и несбывшихся надежд… Время от времени искорки от них освещают слабым, но красочным светом нашу обыденную реальность каким-то загадочным блеском странной красоты…И очень здорово, когда у кого-то есть возможность поделиться такими искорками с другими людьми, тем самым привнеся нечто прекрасное и светлое и в их жизнь тоже…

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие статьи цикла:

🌺 Записки из Эрарты, эпизод III: Миражи.
В поисках красоты19 июня 2022