Найти в Дзене
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 11:37-41. Грех неумытых рук

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег» (Лук.11:37).

Что говорил Иисус до этого? То, что род сей лукав и ищет разных знамений.

И искали этого, кто стремились уловить Иисуса в искажении Божьего слова, а затем убить. Эти люди постоянно расставляли сети Христу, задавая коварные вопросы. Но при этом сами попадали впросак, потому что не знали ни Писаний, ни силы Божьей. В основном это были фарисеи и книжники.

И вот после того, как в очередной раз они потерпели фиаско и после того, как Иисус обличил их нутро, назвав их лукавым (то есть злобным, подлым, лживым) родом, после невыгодного для них сравнения с уверовавшими язычниками, один из них приглашает Спасителя на обед! Неожиданно? Странно? И о чем это говорит?

О том, что этот фарисей резко отличался по духу от большинства представителей этой секты. Он сумел каким-то образом подняться выше иудейских предубеждений относительно Иисуса. Скорее всего, Господь задел какие-то струнки в его душе, которая устремилась навстречу Спасителю. В нем пробудилась вера, захотелось подробнее узнать об учении Христа, пообщаться с Ним лично и даже почтить Его.

У Луки это уже второй случай, когда фарисей приглашает Господа к себе домой. В Евангелии от Луки таких случаев всего три – наибольшее количество из всех других евангелистов. Автору хотелось подчеркнуть то, что хотя фарисеи с книжниками в большинстве своем и противодействовали Христу, были и среди них и такие, кто принял Спасителя, уверовал в Него и почтил Его как мог.

Вспомним, что Лука уделил внимание этим случаям для того, чтобы у тех, кто интересовался христианской верой не возникало предубеждения, будто все ревностные последователи Священных Писаний, особенно фарисеи, отвергли учение Христа. «Раз фарисеи считают его неистинным, значит так оно и есть», - евангелист опровергает такую точку зрения, представляя читателям Христа в домах фарисеев.

Итак, фарисей, пригласив на обед Христа, принял как должное обличения Господа, не стал вставать в позу обиженного праведника. Он, очевидно, согласился со своей принадлежностью к роду лукавому, желая только некоторых разъяснений от Иисуса. Но вместо этого сразу получил еще один вопрос. «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом» (Лук.11:38).

Он был удивлен, поскольку его разум был полон фарисейских традиционных предрассудков. Что так удивило фарисея?

Дело в том, что омовения рук перед приемом пищи было связано не с гигиеной. Мы говорим: «Мойте руки перед едой!» - потому что в организм через немытые руки может попасть какая-нибудь инфекция.

Но иудейские омовения были связаны с религиозным ритуалом очищения от скверны греха. Это не гигиена – это обряд, это таинство перехода от греховности к праведности.

Глагол умыл переводится с греческого баптизо как погружение в воду, крещение. Что такое крещение? Что оно символизирует?

Для нас, современных верующих – это символ прощения грехов, рождения свыше, обретения мира с Богом и даров Святого Духа.

Для иудеев 1 века погружение в воду было связано с очищением от греховной нечистоты. Чем обильнее и чаще омовения, тем чище твой дух и тем совершеннее.

Фарисея, пригласившего к себе Иисуса, удивило то, что после стольких прикосновений к не омытым людям, не следящим за своей ритуальной чистотой, Наставник пренебрег собственным очищением от многократного осквернения. Ведь именно этому ритуалу фарисеи придавали наиважнейшее значение.

Пренебрежение церемониями, которые нужно было совершать перед едой, признавалось тяжким грехом, который наказывается и в этом мире, и в будущем, и убийство того, кто нарушал этот обряд, считалось добродетелью.

Очищений и омовений по разным поводам и предписаниям существовало бесконечное множество. Их просто невозможно было запомнить. Иудеи постоянно совершали обряды, которых Бог не устанавливал. Тем самым внимание людей отвлекалось от простых требований закона, а главное от его духа – правосудия, милости и веры в Законодателя.

Поэтому Иисус выразил Свое негодование по этому поводу.

«Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавств Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто» (Лук.11:39-41).

Господь никогда не произносит суровые обличительные слова без серьезной причины. Очевидно в умах фарисеев существовала незыблемая связь между очистительными обрядами и спасением человека.

Мало того, от исполнения и неисполнения церемоний напрямую зависело отношение к тому или иному человеку. И если кто-то не совершал положенного омовения, это вызывало у фарисеев чувство брезгливости. Такой человек подвергался осуждению, отчуждению, оскорблениям, гонениям и даже возможному лишению жизни. Настолько свято почиталось в Иудее, особенно в фарисейской среде, омовения кружек, котлов и скамей.

Вновь отметим, что это было не обыденное мытье посуды, стирка одежды или протирка мокрой тряпкой мебели от пыли. Это было ритуальное очищение от греховного осквернения, почитавшееся даже важнее заповедей Божьих. Дух этих заповедей оказался выхолощен.

Для чего даны заповеди и наставления Божьи? Что Господь ожидал от человека? Очищения сердца под воздействием Божьей благодати. Она дается всем, но приносит наибольшую пользу человеку послушному, смиренному, нуждающемуся в Боге Спасителе.

Для упорствующих благодать в конце концов оказывается тщетной, напрасной: ведь Святому Духу сначала приходится преодолевать это сопротивление и только затем проводить работу очищения.

То есть нашим послушанием закону мы открываем двери сердца Святому Духу, позволяем спасительной благодати встать на страже от соблазнов, к которым наша греховная природа очень податлива. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер.17:9).

И это относится не только к фарисеям 1 века, но к каждому человеку на земле. Только одни, проникшись духом Божьего закона, впускают благодать за завесу своей греховности. Другие не верят в то, что они нуждаются в ней, считая себя достаточно хорошими людьми. При этом ограничиваются лишь внешним очищением, то есть формальным исполнением Божьего закона по букве или заменяя это исполнение соблюдением обрядов, установленных людьми.