Найти в Дзене
Критик с дивана

Tom Clancy's Splinter Cell. Один в темноте.

Жанр: stealth-action от 3-го лица
Год издания: 2002
Разработчик: Ubisoft Montreal
Издатель: Ubisoft
Похожесть: серия игр "Thief", серия игр "Metal gear solid"

Stealth action - жанр, бесспорно, популярный, но крайне бедный в плане игр, в которых является основой геймплея. Элементы стелса встречаются во многих проектах, но порой эти элементы так криво вплетены в игровой процесс, что хочется аж плеваться. Именно поэтому достойных игр в данном жанре - единицы. Так есть сейчас и так было в начале XXI века.

Какие стелс-экшны были в то время? Знаковых - можно пересчитать по пальцам одной руки. Это, разумеется, "Metal gear solid" Хидео Кодзимы, "Thief" и "Hitman". Эти три столпа были заточены под стелс и обладали своими, индивидуальными, фишками. Поговаривают, что в процессе создания "Splinter cell" разработчики разделились на два лагеря: первые желали кинематографичности в духе игр про Солид Снейка, вторые - вариативные уровни как в Thief. Это, кстати, заметно в Splinter cell - несколько уровней подкреплены добротными видеовставками, в духе фильмов про бравых американцев.

Ну а теперь про саму игру. Вышла она в конце 2002 на Xbox, а уже в феврале 2003 добралась до ПК.

Враг повержен. Теперь надо убрать тело.
Враг повержен. Теперь надо убрать тело.

Как следует из названия, игра сделана по мотивам книг Тома Клэнси - короля технотриллеров. Сюжеты Клэнси, не в обиду автору, можно описать так: хорошие американские солдаты спасают родину от злых русских/ирландцев и прочих, причём почти всегда плохиши грозят ядерным оружием.  

Именно по этой причине сюжет в "Splinter cell" хорош тем, что лишний о раз о себе не напоминает. Если вкратце: президент Грузии с помощью китайских предателей намеревается развязать войну между США и Китаем. Кроме того, злодеи создали ядерное оружие и намерены показать янки где раки зимуют. Вы - Сэм Фишер, бывший морской котик, работающий на секретное подразделение АНБ под названием "Третий эшелон". Учитывая вашу специализацию на диверсиях и работе на территории противника вообще, сама демократия, как говорится, велела именно вам спасти мир.

Стоит отметить, что сюжет подаётся исключительно между миссиями, в виде выпусков новостей. Идея интересная, свежая, но вот графика... Ролики сделаны на движке и смотрятся жутковато даже для того времени. Чего не скажешь о графике в игровом процессе. Весьма хорошие тени, анимации и уровень картинки в целом. Особенно порадовала возможность динамического освещения: игрок может выключить свет, либо вовсе расстрелять все лампы, тем самым давая себе ощутимое преимущество.

Сам геймплей призывает не торопиться, а действовать осторожно и желательно продумывать свои действия наперёд. "Splinter cell" - это совсем не Макс Пейн и не "Call of duty" от 3-го лица. Здесь идти с открытым забралом не получится - Фишер выдерживает не больше трёх пуль. Ближайший ориентир - это "Thief" и первый "Deus ex". Игрок также прячется в тени и применяет различные технологичные гаджеты.

Не стоит, однако, думать, что вся игра - это прятки. Фишер обладает прекрасными навыками акробата: Сэм использует трубы, кабели и прочее для незаметного перемещения по локации. И если поначалу игрок впадает в ступор, не понимая как, не подняв тревогу, пройти пост охраны, то уже к четвёртой миссии сам начинаешь вращать мышкой в поисках подходящей "лазейки". Но если альтернативного маршрута нет, на помощь придут гаджеты и опции снаряжения.

Так, врагов можно нейтрализовать (именно нейтрализовать, а не убивать) электропатронами, оглушающими снарядами, отвлекать камерами, издающими странный звук или банальным броском стеклянной бутылки. Снаряжение Фишера и окружение, что называется, позволяют обходится без убийств. К сожалению, иногда миссия не проходит гладко и потому игрок ввязывается в перестрелку.

Хрупкость Фишера перед пулями - это полбеды. Куда страшнее - процесс прицеливания. Мало того, что руки Сэма трясутся как у алкоголика, так ещё и точность хромает. Но если винтовка имеет снайперский прицел, то пистолет, увы, этим не оснащён. Поэтому приходится либо подбираться ближе к цели, либо искать способ избежать применения огнестрела. Эта игра - одна из немногих, где стрельба вызывает исключительно неприятные эмоции.

Угадай кто?
Угадай кто?

Зато радует искусственный интеллект. Нет, противники те же болванчики, но в бою неплохо так умеют пользоваться укрытиями и запрашивать подкрепление. Что удивило лично меня: после того, как Сэм бросил бутылку с целью отвлечь охранника, тот не только проверил место куда упала стеклянная ёмкость, но и пошёл смотреть примерный угол, откуда эта бутылка была запущена. На минуточку, игра 2002 года. Спустя двадцать лет ИИ врагов таким похвастать не может, а в то время это если не маленькая революция, то очень близко к ней.

Также противники обладают зрением, слухом и внимательностью. Стоит выключить свет в конце коридора, как это заметят и кто-то, насторожившись, направится к выключателю. Лишний раз попрыгать и тем более побегать так же чревато. Одним словом, игра постоянно держит в напряжении. Если неподалёку даже один противник - нужно быть, как говорится, начеку.

Бывают, конечно, и курьёзные ситуации, когда враг не видит вас в упор, но это редко. Обычно в этом случае уже поднята тревога, а Фишер получает в грудь пару-тройку пуль.

Геймплей, несмотря на простоту и однообразность, вариативен. Как достать пароль от кодового замка? Поймать охранника и допросить/взломать ближайший компьютер и узнать пароль из электронного письма. А можно и вовсе убить охранника и, обыскав последнего, узнать тот же самый код.

Игра линейна и кажущаяся развилка всегда в одном случае заканчивается тупиком. Но, как ни странно, этой линейности не замечаешь. Дизайнеры уровней сработали хорошо. Равно как и внешнее исполнение самих уровней. Несмотря на то, что 90% игры мы видим в зелёно-чёрных тонах, уровни внешне отличаются. Здание корпорации нельзя спутать с президентским дворцом.

Но не только уровни заслуживают внимания. Периодически игра подкидывает непростые задачи. В одной из миссий нам нужно следить за техником, но при этом не отставать и не подходить слишком близко. Внезапно начинается бомбардировка и вот уже наша цель - не техник, а его кейс с данными.

Или вот мы захватили цель, как обычно выскочив из темноты, но внезапно включается свет и Сэм в западне, на прицеле у десятка солдат. Затем свет вырубается на несколько секунд и мы, отбежав в укрытие, начинаем неравный бой... Несмотря на общий медленный геймплей, порой игра подкидывает нам такие испытания, что сердце бешено стучит, а ладошки потеют.

Именно в такой гамме вы будете играть 90% всего времени.
Именно в такой гамме вы будете играть 90% всего времени.

***

Splinter cell - образцовый стелс-экшн, где все элементы правильно работают, давая игроку огромные возможности действовать скрытно, эффективно и эффектно. А ещё эта игра подталкивает игрока к эстетическому прохождению. Ликвидировал противника, затем бережно спрятал тело в тени и, ухватившись за трубу, перелез на противоположную сторону здания. Ведь настоящие шпионы-диверсанты, прежде всего, эстеты. По-другому и быть не может.

Впрочем, уже на второй миссии вам самим захочется переигрывать уровни только ради того, чтобы ни разу не сработала тревога и никто вас не заметил.

Итог: Splinter cell с первой попытки стал королём жанра стелс-экшн на несколько лет. Если не знакомы с этой игрой - в срочном порядке устанавливайте и играйте. Опыт получите незабываемый.

P.S. Ранее упоминал, что на ПК игра портирована. Так вот, "Splinter cell" - тот редкий случай, когда этого не замечаешь. Управление, графика и производительность - всё идеально.

#игры #старые игры #обзор #критиксдивана #стелс игры #пк игры