Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Странная роль Белуши в странном фильме про мафию

-2

Лента «Забыть Палермо» (1989) – одно из последних творений классика итальянского кинематографа Франческо Рози, который вновь решил обратиться к проблеме связи криминала и власти, кою поднимал, например, в своей прославленной картине «Руки над городом» (1963).

К слову сказать, только через анализ этого фильма можно понять, почему несколько лет спустя Оливер Стоун пригласил, казалось бы, сугубо комедийного актера Джеймса Белуши в свой нео-нуарный проект «Дикие пальмы» (1993). Дело в том, что в образе кандидата на пост мэра Нью-Йорка нет ничего смешного, больше трагичного.

Белуши играет молодого политика Кармайна Бонвиа, который прокладывает себе путь в кресло мэра через борьбу с наркотиками. Одновременно с этим он справляет свадьбу и на несколько дней оправляется в «город предков», на Сицилию, в Палермо.

Несмотря на то, что фильм был снят в конце 80-ых, он был экранизацией одноименного романа Эдмонды Шарль-Рю, который в средине 60-ых завоевал множество наград, и был в известной степени посвящен событиям, происходившим в 50-ые годы, когда Палермо охватил «строительный бум».

Именно по этой причине многие старые здания осознанно «приводили» в неподобающий вид, дабы снести, а на их месте возвести высотный новострой (этот момент отражен в фильме). Надо сказать, что в ленте Палермо представлен как некий загадочный и даже магический город.

Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)
Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)

Поэтому в первой части картины чувствуется некая перекличка с т.н. «венецианскими триллерами» («Кто видел ее смерть», «Потерянная душа» и т.д.) Что интересно, поначалу главный герой планировал направиться именно в Венецию. Сицилийский город наполнен какой-то неявственной, слегка уловимой тайной, которая поначалу вызывает легкую тревогу, а затем - уже нешуточное беспокойство.

Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)
Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)

Например, некие незнакомцы из раза в раз присылают супруге главного героя букетики жасмина, который, кстати, по сюжету в тот год в тех краях «не уродился». Вначале -скромный пучок, затем - чуть побольше, в итоге этими цветами завалена вся кровать. Казалось бы, милый презент, но почему он вызывает острый приступ паранойи?

Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)
Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)

Опять же весьма показательно, что невидимым участником фильма Рози делает природное явление, а именно, жаркий и порывистый ветер, более известный на Сицилии как «сирокко». Под его шквалом словно трескается и слезает с главного героя весь его «американский глянец», выпуская наружу некогда дремавшие в глуби души «аутентичные инстинкты».

Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)
Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)

В этом моменте можно почувствовать перекличку со многими триллерами, которые показывали ветер как нечто, обнажающее «глубинное, исконное». Это было в «Ветре» 1986 года или в последнем эпизоде нуар-антологии «Падшие ангелы» (1993-1994), бывшем вольной экранизацией Рэймонда Чандлера.

Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)
Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)

В итоге вторая часть фильма по своей стилистике близка к конспирологическому триллеру. Отнюдь не случайно в ленте не упоминаются конкретные структуры и криминальные синдикаты. Подобно повествованию в «Принципе домино» (1977), используется вполне обезличенная характеристика «ОНИ».

Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)
Кадр из фильма «Забыть Палермо» (1989)

А ещё фильм имеет смысл посмотреть, дабы насладиться творчеством команды (от Тонино Гуэрра в качестве сценариста, до Паскуалино Де Сантиса в качестве оператора), которая работала с лучшими кинотворцами Италии. Ну и опять же великий французский актер Филипп Нуаре в скромной роли второго плана