Лента «Забыть Палермо» (1989) – одно из последних творений классика итальянского кинематографа Франческо Рози, который вновь решил обратиться к проблеме связи криминала и власти, кою поднимал, например, в своей прославленной картине «Руки над городом» (1963).
К слову сказать, только через анализ этого фильма можно понять, почему несколько лет спустя Оливер Стоун пригласил, казалось бы, сугубо комедийного актера Джеймса Белуши в свой нео-нуарный проект «Дикие пальмы» (1993). Дело в том, что в образе кандидата на пост мэра Нью-Йорка нет ничего смешного, больше трагичного.
Белуши играет молодого политика Кармайна Бонвиа, который прокладывает себе путь в кресло мэра через борьбу с наркотиками. Одновременно с этим он справляет свадьбу и на несколько дней оправляется в «город предков», на Сицилию, в Палермо.
Несмотря на то, что фильм был снят в конце 80-ых, он был экранизацией одноименного романа Эдмонды Шарль-Рю, который в средине 60-ых завоевал множество наград, и был в известной степени посвящен событиям, происходившим в 50-ые годы, когда Палермо охватил «строительный бум».
Именно по этой причине многие старые здания осознанно «приводили» в неподобающий вид, дабы снести, а на их месте возвести высотный новострой (этот момент отражен в фильме). Надо сказать, что в ленте Палермо представлен как некий загадочный и даже магический город.
Поэтому в первой части картины чувствуется некая перекличка с т.н. «венецианскими триллерами» («Кто видел ее смерть», «Потерянная душа» и т.д.) Что интересно, поначалу главный герой планировал направиться именно в Венецию. Сицилийский город наполнен какой-то неявственной, слегка уловимой тайной, которая поначалу вызывает легкую тревогу, а затем - уже нешуточное беспокойство.
Например, некие незнакомцы из раза в раз присылают супруге главного героя букетики жасмина, который, кстати, по сюжету в тот год в тех краях «не уродился». Вначале -скромный пучок, затем - чуть побольше, в итоге этими цветами завалена вся кровать. Казалось бы, милый презент, но почему он вызывает острый приступ паранойи?
Опять же весьма показательно, что невидимым участником фильма Рози делает природное явление, а именно, жаркий и порывистый ветер, более известный на Сицилии как «сирокко». Под его шквалом словно трескается и слезает с главного героя весь его «американский глянец», выпуская наружу некогда дремавшие в глуби души «аутентичные инстинкты».
В этом моменте можно почувствовать перекличку со многими триллерами, которые показывали ветер как нечто, обнажающее «глубинное, исконное». Это было в «Ветре» 1986 года или в последнем эпизоде нуар-антологии «Падшие ангелы» (1993-1994), бывшем вольной экранизацией Рэймонда Чандлера.
В итоге вторая часть фильма по своей стилистике близка к конспирологическому триллеру. Отнюдь не случайно в ленте не упоминаются конкретные структуры и криминальные синдикаты. Подобно повествованию в «Принципе домино» (1977), используется вполне обезличенная характеристика «ОНИ».
А ещё фильм имеет смысл посмотреть, дабы насладиться творчеством команды (от Тонино Гуэрра в качестве сценариста, до Паскуалино Де Сантиса в качестве оператора), которая работала с лучшими кинотворцами Италии. Ну и опять же великий французский актер Филипп Нуаре в скромной роли второго плана