За тридцать лет работы в школе мне пришлось пережить не одну реформу в системе образования.
Одним из последних новшеств стало проведение обязательных экскурсий раз в четверть.
Поездка в Брест была запланирована на 8 утра, а обратно мы вернулись в 8 вечера. Двенадцать часов в постоянном напряжении, переживаниях и волнениях за детей. Восемь часов в дороге с современной детворой, не обременённой высокой культурой, не каждый выдержит. После такой поездки на восстановление ушло несколько дней.
Самым тяжёлым воспоминанием в моей педагогической практике является трудовой лагерь с круглосуточным пребыванием. Восьмиклассников с первого дня после вечерней переклички приходилось разыскивать и находить в неприглядном состоянии алкогольного опьянения. По ночам нужно было караулить вырвавшихся на свободу неоперившихся птенцов, а днём работать сними в поле.
После такой двухнедельной круглосуточной нагрузки отсыпаться нужно было неделю.
Наказанием для учителя всегда считалась и работа в пришкольном лагере. Остаться без такой нагрузки удавалось всегда лишь особо приближённым к администрации. Сейчас, в связи с нехваткой учителей такой работой награждают даже учителей пенсионеров.
Порой здоровому человеку сложно выдержать такой марафон, а что уж говорить о людях с подорванным здоровьем. А учителю здесь приходится быть и официантом, и массовиком-затейником, и сопровождающим марш-броски по маршрутам запланированных экскурсий под дождём или нещадно палящим солнцем, и извечной канцелярской крысой, строчащей никому не нужные протоколы по технике безопасности, отчёты и дневники наблюдений. Войну с телефонами уже никто не ведёт. Если родителям и чиновникам всё равно, то учитель в одиночку её тоже не выиграет. И сидят в перерывах между запланированными мероприятиями и посещением столовой бедные дети в сетях всемирной паутины, как в клетке, которую создали для своих любимых чад взрослые.
А ведь даже в детских садах воспитатели делят рабочий день: до обеда один, а во второй половине дня – другой. Раньше и в школьном лагере так было, но нынче порядки поменялись: видимо там наверху считают, что учитель – это робот. Он не должен ни есть, ни пить, ни отдыхать, а работать качественно и на совесть. Но так не бывает. Учитель, поставленный в такие условия вынужден лавировать и приспосабливаться, и воспитательный процесс от этого совсем не выигрывает.
Сегодня наше социальное государство выделяет большие средства для организации детских пришкольных лагерей. И это правильно. Рабочий день в таком лагере длится с 8.00 до 16.00, а дежурный учитель остаётся с детьми и до 18.00. Дома он должен ещё найти время и на подготовку различных мероприятий и игр с детьми.
Но ни в прошлом году, ни в этом году на вопрос о возможности питания воспитателей в школьном лагере за собственные средства администрация школы отвечает отказом.
Конечно, всё решается не администрацией школы, а другими высокими чиновниками.
С ностальгией всегда вспоминается то время, когда в школьной столовой можно было в любое время, из пусть небогатого меню, купить то, что тебе по вкусу: чай с булочкой, суп или второе блюдо. Ещё недавно можно было заказать комплексный обед без права выбора – один на всю школу - не важно нравится тебе эта еда или нет. А сейчас и эту возможность у учителя отняли. Ведь детское питание в школьной столовой датируется за счёт государственных средств, плата здесь небольшая. Но и качество питания также оставляет желать лучшего. Среди учеников и учителей бытует шутка, что куры в школьную столовую завозят без ног и бёдер, детям достаются крылья и хребты.
И вот там наверху высокие чиновники никак не могут решить такой сложный вопрос. А учитель должен быть и в этом случае в унизительном положении и думать о том, как, где и когда поддержать свои физические силы, так необходимые для напряжённой ответственной работы.
За год мы отвечаем на десятки никому не нужных анкет! Один мой знакомый программист сказал, что у них анкеты содержат лишь вопросы о том, что должны предпринять работодатели для того, чтобы улучшить условия труда своих работников. Когда же мы доживём до таких вопросов в наших бесчисленных анкетах?
#школа #школьная жизнь #детский лагерь #проблемы школы #учитель #образование