Причины этой трагедии, произошедшей 71 год назад, до сих пор не названы. Данные о ней засекречены, именно поэтому историки выдвигают сразу несколько версий случившегося.
Апрель в Германии издавна считают непредсказуемым месяцем. За один день здесь может резко смениться сразу четыре сезона. 14 апреля 1951 года началось с хорошей погоды, не являвшейся помехой для тренировочных полетов советских пилотов 664 гвардейского авиационного полка. Он входил в состав советской группы войск и базировался неподалеку от Берлина.
В этот день летчики во главе с командиром А.Г. Гаврасем, фронтовиком-орденоносцем, занимались отработкой нового навигационного оборудования, установленного на машинах. Сложные метеоусловия были даже на руку летчикам – ведь им нужно было на практике оценить качество инноваций. Однако случилось нечто страшное и непредвиденное, свидетелями этого стали крестьяне из деревни Кемлиц.
Погода резко изменилась, из почерневших туч повалил снег и град. Вместе с осадками темная бездна как будто выкинула из своих недр и советские самолеты. Ил-10 один за другим врезались в землю. Лишь несколько машин из целой эскадрильи совершили аварийную посадку на окрестные поля. Потрясенные крестьяне слышали и выстрелы. Им казалось, что кто-то расстреливает самолеты, но возможно, это просто взрывался неистраченный боезапас.
13 штурмовиков и 26 летчиков погибло. Среди версий, которые привели к этой трагедии, рассматривались не только сложные погодные условия. Говорили и о неопытности летного состава, но в это верится с большим трудом. Основное ядро полка состояло из проверенных в боях пилотов-фронтовиков, погибших вместе с новичками.
Возможно, все дело было в некачественном топливе, с помощью которого некий диверсант отомстил советским летчикам за проигранную войну. Но ведь и бдительность никто не отменял, с проверкой на лояльность сотрудников в то время было все достаточно сурово.
Выдвигалась совершенно фантастическая идея - истребительный полк во главе со своим командиром, покидающим Германию по причине ротации, собирался сбежать дальше на Запад, поэтому в самолеты и стреляли с земли. Но данная версия, очерняющая наших летчиков, разбивается о факты. Некоторые из пилотов, тоскующие о близких, оставленных на Родине, собирались воссоединить семьи на немецкой земле. Об этом свидетельствует письмо летчика сержанта Некаева П. Ф., перед самой трагедией получившего первое офицерское звание.
Мистические версии тоже имели место - недалеко отсюда в августе 1939 года разбилось 13 истребителей Люфтваффе, при крушении которых погибло 26 немецких асов. Причиной катастрофы стал туман и низкая облачность, но само соотношение местности, плохих метеоусловий, количество машин и людей заставляет задуматься о некой цикличности событий.
Есть еще одна версия - за два дня до трагедии американские летчики, воевавшие в Корее, при налете на аэродром Аньдунь потеряли 14 истребителей. Советские пилоты тогда показали полное превосходство своих машин в воздухе, и это очень не понравилось их противникам. Возможно, данный факт стал причиной крушения 13 наших штурмовиков, ведь у американцев были возможности для низкой мести.
Наступит время, когда мир узнает правду о случившемся. А пока нам остается только строить версии о том, что же произошло на самом деле и по какой причине 13 штурмовиков не смогли вернуться на свой аэродром.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.