В 1918-1921 годах на территории центральной Прибалтики, в ожесточенной борьбе между Красной армией, немецкими оккупационными войсками, эстонской армией, латвийскими полками, остзейским ландвером, Железной дивизией фон дер Гольца, отрядами немецких и русских авантюристов, британским флотом и т.д., родилось независимое Латышское государство буржуазного толка, к середине 30-х переросшее в фашистскую диктатуру Ульманиса. Молодая республика сформировала собственные вооруженные силы, в которые вошли части остзейского ландвера.
Латвии полагался и небольшой флот.В 1924 году приказом Президента Латвии отдельные объединения флота были переименованы в Эскадру Морской Береговой охраны, командиром которой назначили капитана моря (капитан 1-го ранга) Арчибальда Кейзерлинга. С 1927 года Кейзерлинг стал адмиралом. Но адмиралу нужны корабли, и Латвия их нашла. Совсем рядом.
В 1918 году немцы сняли с мели подорвавшийся на русской мине 29 октября 1917 года германский тральщик SMS M68. Этот корабль относился к типу M1916 («Minensuchboot 1916»), дальнейшему развитию удачных типов тральщиков M1914 и M1915. Более крупные и усовершенствованные флотские мореходные тральщики открытого моря показали себя надежными и эффективными "рабочими лошадками" Кайзерлихмарине. В 1916-1919 годах на 12 верфях было построено 84 тральщика «Minensuchboot 1916».
M68
Проектное водоизмещение 500 тонн (490 длинных тонн), полное водоизмещение 539 тонн (530 длинных тонн). Длина 59,30 м и 56,00 м по ватерлинии, ширина 7,40 м и осадка 2,2–2,3 м
Два угольных водотрубных котла, две 3-цилиндровых паровых машины тройного расширения, 1850 л.с. , 2 вала. Скорость 16 узлов. Запас 120 тонн угля, дальность 2000 морских миль при скорости 14 узлов. Экипаж 40 человек
Вооружение- два морских орудия 8,8 см (3,5 дюйма) SK L / 45 и 30 мин
М68 вошел в состав 3-й тральной полуфлотилии 2-й тральной флотилии на Балтике. Командиром был Рихард фон Фитингоф. Но вскоре он был серьезно поврежден после подрыва на большевистской мине у Риги 29 октября 1917 года и выбросился на берег.
Немецкие спасатели в 1918 году сняли с мели М68 и доставили для ремонта в Ригу. Но в Германии началась революция, немцы капитулировали. В январе 1919 года почти вся территория Латвии была освобождена войсками Латвийской Социалистической Советской Республики. 3 января 1919 года советские войска и восставшие рабочие освободили Ригу.
Тральщик 10 марта приказом Реввоенсовета Латвии получил новое имя-«Красная Латвия» (Sarkanā Latvija). Экипаж в 67 человек возглавил перешедший на сторону Советской власти прапорщик М. М. Аникин. Кроме экипажа на корабле размещался штаб отряда и группа минеров-подрывников из 35 человек.
Однако к маю 1919 года советские войска были выбиты отрядами немецкого фрайкора. 1 июля 1919 года в столице вновь правило Временное правительство Латвии. Тральщик оставался на причале у судоремонтного завода и был захвачен и переименован в «Вирсайтис». После ремонта 10 ноября 1921 года корабль был введен в состав ВМФ Латвии как сторожевой корабль «Вирсайтис». Вирсайтис (Virsaitis) по-латышски «вождь».
Это был первый военный корабль и, соответственно, флагман Латвийского флота. Командиром его стал целый адмирал латвийского флота Арчибальд Кейзерлинг.
В Латвийском флоте бывший тральщик был в 1931 году перевооружен двумя 2,9-дюймовыми (74-мм) орудиями Кане (возможно, бывшие российские 75-мм орудия 50 калибра образца 1892 года) и одним 2-фунтовым (40-мм) орудием. К 1940 году вооружение было представлено двумя 83,5 мм универсальными пушками чешского производства (8.35 cm PL kanon vz. 22). Экипаж составлял 69 человек, неясно только, это уже со штабом флота или без.
В октябре 1939 года в связи с растущей германской угрозой Латвия подписала Договор о взаимопомощи с Советским Союзом, на территории Латвии появились советские войска.
В июне 1940 года в прибалтийских странах прошли народные революции, восстановившие Советскую власть. 21 июня 1940 года была свергнута буржуазная диктатура в Латвии. Утром 26 июня над «Вирсайтисом » был поднят советский Военно-морской флаг. По результатам референдума Латвийская ССР 3 августа 1940 года вошла в состав Советского Союза.
Вооруженные силы прибалтийских стран целиком вошли в состав РККА и РККФ. Недовольные произошедшими изменениями и представители эксплуататорских классов покинули армию и флот.
К 1940 году Морские силы Латвии включали в себя три минных корабля «Вирсайтис», «Виестурс», «Иманта» (два последних французской постройки) и две подводные лодки французской постройки, "Спидола" и "Ронис". Вторую Мировую войну из всех боевых судов Латвии пережил только «Виестурс», который под номером Т-298 воевал в составе Краснознаменного Балтийского флота.
«Вирсайтис» был передан Балтийскому флоту в августе 1940 года, зачислен в состав КБФ 19 августа 1940 года. Под командованием капитана 2 ранга Ансиса Межрозе (Мехерозе) корабль был включен в состав группы тральщиков Охраны водного района Либавской военно-морской базы.
17 октября 1940 года корабль был переименован в тральщик Т-297.
Боеприпасов к универсальным чешским 83,5-мм орудиям в открытых установках запаса не было и встал вопрос о перевооружении на более распространенные орудия.
После перевооружения 25 июля 1941 года переклассифицирован в сторожевой корабль. Вооружение в советском флоте состояло из двух 76,2-мм (3-дюймовыми) орудий и двух 45-мм орудиями с четырьмя 7,62-мм пулеметами.
В сентябре 1941 года СКР был перевооружен двумя 102-мм (4-дюймовыми) и двумя 37-мм орудиями с двумя 12,7-мм пулеметами. Экипаж составлял 66 человек.
Иногда встречаются ошибочные упоминания о втором однотипном немецком тральщике на латвийской службе- под названием «Пирмунас». Но это бывший литовский. От литовского флота балтийцам достался всего один корабль, «Prezidentas Smetona», тоже бывший немецкий тральщик, М59, проекта «Minensuchboot 1916», но серии М57, они различались и по корпусу и по техническому оснащению, строились на разных верфях. В августе 1940 года он был передан КБФ. 11 января 1945 года подорвался на мине у острова Аэгна возле эстонского побережья.
В 1945 году в состав советского флота вошло несколько трофейных кораблей этого типа «Minensuchboot 1916»: М60 (Донец), М108, М130 (Минога), М135.
«Вирсайтис» (Virsaitis ), ранее M68, «Красная Латвия» (Sarkanā Latvija), T-297. Верфь AG Neptun (Neptun Schiffswerft und Maschinenfabrik AG), Росток. Заводской №382. Строительство начато в 1916 году, заложен в начале 1917 года Спущен на воду 25 июля 1917 года. Введён в эксплуатацию 6 октября 1917 года. Погиб 3 декабря 1941 года
Водоизмещение 535 тонн стандартное, 586 тонн нормальное, 630 тонн полное. Длина 60 м (наибольшая). Ширина 7,5 м. Осадка 2,4 м
Двигатели- 2 паровые машины тройного расширения, 1850 л. с. Движитель 2 трёхлопастных винта. Скорость хода 16 узлов (полная). Дальность плавания 2000 миль на 14 узлах. Запас топлива 120 тонн угля. Экипаж 66 человек
Вооружение- 2 × 100-мм Б-24БМ. Зенитная артиллерия 2 × 2 37-мм 70-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК. Минно-торпедное вооружение 40 мин образца 1908 года. Тралы: 1 МТШ, 1 МЗТ
Вооружение:
- 1917 — 2×1 88 мм /45 Tbts L/45, 30 мин, тралы
- 1921 — 2 75 мм Кане, 2 57 мм, 1 75 мм зенитное
- 1939 — 2 чешские универсальные 83.5 мм, 2 57 мм, 4 пулемёта
- до 09.1941 — 2 76 мм, 2 45 мм полуавтоматических универсальных 21-К, 4 7.62 мм пулемёта
- 1941 — 2 или 3 102 мм или 2 100 мм Б-24БМ, 2х2 37-мм 70-К, 2 ДШК.
22 июня 1941 года «Т-297» находился в Риге вместе с бывшими латвийскими тральщиками «Виестурс» и «Иманта». Корабли несли дозорную службу в Ирбенском проливе.
После падения города в конце июня занимался сопровождением эвакуируемых из Усть-Двинска транспортов и боевых кораблей. 25 июля корабль включили в состав Охраны водного района Береговой обороны, переклассифицировали в сторожевой корабль с восстановлением прежнего наименования «Вирсайтис». В августе 1941 года базировался на Моонзундские острова, действуя на коммуникациях противника в Рижском заливе.
29 сентября его перевели во вновь формируемый отряд кораблей реки Невы (командир капитан 1 ранга В. С. Чероков, с октября 1941 г. — капитан 2 ранга С. Д. Солоухин). В сентябре - октябре сторожевик активно участвовал в обороне Ленинграда, поддерживая артиллерийским огнем войска 55-й и 42-й армий, обеспечивая переправу своих войск и срыв возможной переправы противника через Неву.
В ноябре 1941 года сторожевик включили в группу кораблей по эвакуации гарнизона Ханко. Эвакуация проходила в сложной ледовой обстановке, через минные поля, под действием авиации и финских береговых батарей.
Первый поход сторожевик совершил 20 ноября, второй-24-го. В Ленинград было эвакуировано около 500 бойцов.
Командующий отрядом легких сил КБФ вице-адмирал В. П. Дрозд сформировал отряд тихоходных кораблей капитан-лейтенанта П. В. Шевцова для эвакуации оставшихся защитников Ханко. В отряд вошли тральщик № 538, БТЩ 210, канонерки «Волга» и «Лайне», СКР «Вирсайтис», тральщик «Ударник», два катера МО, четыре буксира.
2 декабря в 17 часов 55 минут отряд, приняв на борт 2885 защитников базы, в том числе 246 на «Вирсайтис», покинул Ханко.
Около полуночи восточнее Ханко в районе кормы сторожевика взорвалась мина, за несколько минут корабль затонул. Кораблям отряда далось спасти только 96 человек из экипажа и защитников Ханко. Координаты гибели корабля 59°54′ с. ш. 25°29′ в. д.HGЯO.
В 2021 году затонувший корабль был обнаружен.
Корабль стоит на дне на ровном киле, корма по башню зарыта в грунт.
При погружении был установлен полный объем вооружения корабля на момент гибели-это две 100 мм установки БМ-24, две 45-мм пушки К-21 в носовой части (пушка правого борта смотрит вперед по курсу, а пушка левого борта направлена почти вертикально вверх), 37-мм зенитный автомат на корме, два пулемета «Максим» на мостике и два «Максима» в кормовой части по бортам (возможно, что это еще латвийские штатные «Виккерсы»). ДШК калибра 12,7 мм нигде обнаружено не было.
По эстонским законам ничего с затонувшего судна брать нельзя, поэтому финнам, снявшим колокол «Вирсайтиса», пришлось подарить его Латвии.
В 1991 году буржуазная Латвия вновь стала независимой. В могучем латвийском флоте сейчас несет службу минный заградитель-корабль управления «Вирсайтис» А-53.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам