Найти тему
Не_STALKER

Кирха Святой Барбары. Пос.Храброво(Powunden), Калининградская обл.

Вид на кирху и внутренний интерьер. Фото взято из интернета.
Вид на кирху и внутренний интерьер. Фото взято из интернета.

Всем привет! Сегодня хочу рассказать вам немного о немецком культурном наследии Восточной Пруссии, доставшемся нам.

Поселок Храброво, Гурьевского района Калининградской области, ассоциируется у приезжих и туристов с близлежащим аэропортом Храброво. Однако, у местных краеведов и любителей истории Восточной Пруссии, поселок интересен прежде всего тем, что здесь когда-то располагался поселок Powunden и руины кирхи Святой Барбары. Стены которой сохранили фреску, считающуюся самым древним памятником монументальной живописи на западе России.

Для начала сделаю небольшое отступление, и краткий ввод в курс общей истории связанной с самим поселением и кирхой, а также архивные фото местности.

Архивное фото(открытка) с просторов интернета.
Архивное фото(открытка) с просторов интернета.

В 1191 году был основан германский духовно-рыцарский военный орден Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской, подвластный Папе Римскому и императору Священной Римской империи. В 1217 году папа Римский Гонорий III объявил поход против воинственных прусских язычников. В ходе продвижения с территории Польши на север тевтонские рыцари в 1255 году заложили замок Кенигсберг.

А в
1261 году на месте прусского укрепления Повунд (в пер. с прусского языка «у воды») тевтонцы выстроили деревянно-земляной замок Повунден (Powunden). В 1325 году замок стали возводить в камне, а с 1324 по 1325 год поодаль от него, в так называемой церковной долине/церковная земля (Kirchegrund), строилась кирха во имя одной из покровительниц Тевтонского ордена — святой Барбары.

История замка и кирхи, как и их судьбы складывалась по-разному. Разбирать замок, который утратил оборонительные функции, начали около 1560 года. Остатки крепостных сооружений сохранялись еще несколько веков: окончательно, до фундаментов стен и башен, замок разобрали лишь в 1870 году.

Само поселение Powunden до второй мировой войны насчитывало 6 хуторов и иные строения, и по разным мнениям имело свою кирху отстроенную в XIII–XIV веках. До наших времен дошли остатки 3х из 6 церквей.

Пастор кирхи Святой Барбары с детьми из приходской школы в Повундене. Архивное фото из интернета.
Пастор кирхи Святой Барбары с детьми из приходской школы в Повундене. Архивное фото из интернета.

Сама кирха Cвятой Барбары располагалась приблизительно в километре от поселения, и стояла отдельно от поселения Powunden, на терр-ии которую немцы называли Kirchegrund(церковная земля). И помимо самой кирхи имело небольшое кладбище, домик пастора, и несколько строений около религиозного толка: приходской дом, а также приходскую школу.

Открытка с изображением возможной школы хора и кирхи Святой Барбары в Повундене. Назначение третьего здания неизвестно. Фото взято из интернета.
Открытка с изображением возможной школы хора и кирхи Святой Барбары в Повундене. Назначение третьего здания неизвестно. Фото взято из интернета.

А теперь давайте расскажу вам о самой кирхе. Существование кирхи в отличие от замка было более длительным. Согласно архивным данным кирху Святой Барбары(нем.St. Barbarakirche) начали возводить приблизительно в 1324-1325 годах. Первые упоминания о приходской кирхе Святой Барбары, или в русском варианте Святой Варвары Илиопольской датируются 1325 годом. Здание со стенами толщиной в полтора метра возводили из обожженного кирпича на фундаменте из полевых (т.е найденных на поверхности земли или вырытых из нее) булыжников.

Согласно исследованиям, между
1325 и 1350 годом в кирхе святой Барбары был возведен неф, перекрытый пятипролётным звездчатым сводом, а стены кирхи в 1370–1380 годах покрыли фресками. В XV столетии к нефу пристроили полигональный хор с двупролетным звездчатым сводом, а со стороны южного фасада появилась ризница. В 1525 году магистр тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский превратил орден в светское владение — Прусское герцогство. Таким образом на прусские земли пришло лютеранское вероисповедание. Идеи реформации католической церкви отразились и на церковных постройках: например, в Повунденской кирхе Святой Барбары были закрашены древние фрески.

Еще одна старинная немецкая открытка "Привет из Повундена". С изображением кирхи, и приходского дома, а также внутреннего интерьера дома. Фото взято из интернета.
Еще одна старинная немецкая открытка "Привет из Повундена". С изображением кирхи, и приходского дома, а также внутреннего интерьера дома. Фото взято из интернета.

Первая перестройка и реставрация кирхи состоялась приблизительно в 1691-1692 годах. А в В 1704–1725 годах в ней появились красиво декорированная кафедра в стиле северо-германской готики, имелось два колокола. Главный колокол, отлитый в 1727 году, в колокольном литейном цехе Георгия Бернардуса в Кенигсберге (колокол сохранился до наших дней, его владельцем стала в 1952 году Евангелическая церковная община в Рейнланд-Пфальцском Хюффельсхайме, округ Бад–Кройцнах).

Очередная реставрация и перестройка была произведена в 1843 и в 1862гг. Сначало самой кирхи, а потом башни. К трёхъярусной башни добавили шпиль и четыре угловые маленькие башенки. Ну а в 1882-1883 годах был установлен орган, работа известного мастера Юстуса Максимилиана Терлецкого (Макса Терлецки).

Стиль архитектуры кирхи, который потом искусствоведы назовут северогерманской, кирпичной или ганзейской готикой, был обусловлен дефицитом, а оттого и дороговизной строительного камня в регионе. Длинна построенной кирхи составляет 35метров, перемычки оконных и дверных проемов стрельчатые. Вообще облик зданий в северогерманской готике определяло чередование на фасадах красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен

Архивное довоенное немецкое фото кирхи, в кадре присутствует школа. Фото взято из интернета.
Архивное довоенное немецкое фото кирхи, в кадре присутствует школа. Фото взято из интернета.
Справка:
Стиль северо-германская готика (кирпичная готика) - разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике.Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. В этом же стиле построен Кафедральный собор, замок Бальга.

Фото свидетельств того как выглядела кирха изнутри до нас сохранилось мало, и все что есть, это крупицы. Внутреннее богатство интерьера кирхи помимо наличия органа, дополняли скульптуры святых Марии Магдалены, святой Барбары и святой Елизаветы. Кроме того присутствовали скульптуры предположительно апостолов. А также в алтарной части сцена из библии с распятием Иисуса Христа.

Во время проведения в
1924 г. реставрационных работ на стенах кирхи были обнаружены и расчищены фрески 14 века, закрашенные после реформации. Уже в середине 1930-х годов в окрестностях Повундена начали строить большой аэродром для Люфтваффе. А в январе 1945 года Повунден был взят советскими войсками, сама кирха от боевых действий не пострадала и осталась целой. Несколько бывших немецких деревень и хуторов, в том числе Повунден и Кирхенгрунд, где и находилась кирха, объединились в населенный пункт под названием Храброво. В 1950х годах бывшая база люфтваффе была перестроена в аэропорт, на замену устаревшему аэропорту Девау.

Фото взято из интернета.
Фото взято из интернета.

Дальнейшая судьба кирхи в послевоенные годы по разным версиям складывалась по разному. Из одних источников, говорится что после войны в ней разместили клуб местного военного авиационного гарнизона. Фрески на стенах по идеологическим соображениям замазали штукатуркой. По другой версии кирха использовалась как овощебаза, и для сельхоз нужд.

В 70-х годах после закрытия клуба или овощебазы, в кирхе случился пожар. А руины стали разбирать на кирпичи, местные или военные, история об этом умалчивает. Собственно с учетом того что в послевоенные годы некоторыми гражданами "бомбились" немецкие кладбища и склепы в поисках драгоценностей, то и прилегающая территория кирхи с его кладбищем предполагаю что не осталась без внимания.

Остатки часов установленные немцами на кирхе в довоенное время. Фото взято из интернета
Остатки часов установленные немцами на кирхе в довоенное время. Фото взято из интернета

По состоянию на 2011 год, на прилегающей к кирхе территории на поверхности и в отвалах были обнаружены человеческие останки из разграбленных могил. Т.е получается, что до этого никто на это не обращал внимание. Информация об этом мелькала на местном форуме, были конечно и жалобы, и попытки обратить на это внимание. Но сейчас, человеческие останки уже убраны, видимо данным вопросом занялись в свое время, чтобы туристов не пугать.

Ну и конечно, стоит упомянуть про старейшее фресковое изображение, которое было обнаружено случайно...

Шли годы, руины кирхи все больше приходили в запустение, Пока в 2006 году, от сырости и времени, с одной из внутренних стен кирхи отвалился кусок штукатурки, обнажив изображение старца, который в правой руке держал меч, а в левой - ленту с надписью готическим шрифтом.

Фреску обследовал В. С. Мозговой(1943–2012) - сотрудник лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа, который с 2005 года принимавший активное участие в реставрационных работах в Калининграде и Калининградской области. А именно в восстановлении Королевских ворот Калининграда(Кенигсберга), и других объектов культурного наследия. Он определил, что на открывшемся фрагменте росписи изображен апостол Павел, а анализ краски позволил датировать фреску XIV веком.

Но, не смотря на всю уникальность фрески, никаких мер по её консервации и реставрации принято не было. Все что было сделано, это установка маленького жестяного козырька. Но какая-то надежда на сохранение остается.

С 23 марта 2007 года кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения. А уже в марте 2010 года решением Гурьевского районного совета кирха Святой Барбары была передана РПЦ. На февраль 2012 года кирха представляла из себя плачевное, удручающее зрелище: поросшая крапивой в человеческий рост, под ногами кругом битый кирпич и ямы, стены проломлены, притвор и ризница утрачены, на стенах кирхи остатки фрески.

В
2020 и 2021 годах руины кирхи очистили от мусора и растительности, по внешнему периметру и на территории между зданием бывшего дома пастора и кирхой вырубили кустарники. Были произведены работы по выравниванию пола нефа и засыпки его гравием. Предполагается, что работы по консервации руин и сохранению уникальной фрески завершатся к 700-летнему юбилею кирхи в 2025 году. Так ли это будет? Поживем, увидим!