- Здравствуйте Игорь, чем сегодня я могу вам помочь?
- Сегодня я хотел бы поговорить о проблеме, которая мешает мне на работе, это касается сослуживцев.
Елена, молча, со вниманием слушала, обратившись в сторону Игоря.
Игорь продолжал:
– Ту книгу, которую вы мне дали, –" Разум рулит настроением "
Елена кивнула.
- Так вот я смог самостоятельно проработать еще несколько мыслей и образов, которые приводят меня к грусти и тревоге и у меня стало получаться. Но я столкнулся с такой проблемой: у меня одни и те же мысли и эмоции на работе с двумя коллегами, и такие же реакции у меня, когда я общаюсь со своей супругой. Мне кажется странной такая закономерность…. - - - -Подумал, что это нужно обсудить с вами.
- Если мы с вами потратим все время нашей встречи на этот вопрос, то это будет хорошей повесткой. Или вы хотите обсудить ещё какие-то сложности, проблемы или вопросы?
- Это пока самое главное, с этим я хочу разобраться…
- Тогда давайте опишем ситуации с сотрудниками и с вашей супругой, и постараемся найти в них что-то общее.
- Хорошо, давайте.
- Вспомните самое тревожное событие с вашими коллегами или супругой. Когда у вас был самый большой дискомфорт?
- Это было два дня назад, когда мы были на совещании, начал говорить Михаил, он тоже менеджер, как я. У него была хорошая идея, но я обнаружил, что потерял нить рассуждений и стал тревожиться. Я задал себе вопрос: «о чем я сейчас думаю?» И обнаружил, что я думаю о том, что Михаил лучше меня подготовился. Моя тревога вызвана мыслью: «он лучше меня»
- Хорошая работа. А что это говорит о вас? то,что Михаил лучше? и что тогда?
- Ну его будут продвигать по службе….
- А что в этом тревожного, опасного или не приятного для вас?
- Я не смогу карьерно расти.
- И что в этом самого плохого для вас?
- Меня уволят…
- Значит в этой ситуации к тревоге привела ваша мысль: «Михаил хорошо подготовился, он лучше меня, его будут продвигать, а меня нет, меня уволят» Так?
- Да, это точно так, мне даже сейчас стало опять тревожно.
- О, мне жаль. Но давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы вам помочь. Можете еще не много побыть в этом состоянии, чтобы мы лучше поняли ваши переживания?
- Да..
- А в тот момент вместе с мыслями проносились ли в вашем сознании какие-либо образы, видимые картинки?
- Да я увидел себя сгорбленного в рванной одежде идущего по парку, еле переставляя ноги, как будто я бомж..
- Да это болезненно ощущать такие образы. Теперь понятно почему у вас появилась тревога. Через некоторое время мы с вами подумаем, что можно сделать, чтобы вам помочь.
- Можете теперь рассказать, что тревожного в ваших отношениях с женой?
- У нас был разговор в выходные, мы стали обсуждать ремонт дома и моя супруга, стала говорить какой «рукастый» муж у ее подруги. Как он все мастерски дома переделал. Мне не чего было возразить, я загрустил и встревожился.
- А что пронеслось в вашем сознании?
- Я подумал, что у меня так много дел на работе и дома, что я с этим не справлюсь.
- И тогда вы…?
- Загрустил..
- А что вызвало тревогу?
- У меня пронеслась в голове картинка, что моя жена смотрит с завистью, на мужа своей подруги.
- И что в этом опасного или не приятного?
- Ну как что? - она жалеет, что у нее такой муж и что тот лучше меня.…. Как будто моя жена хотела бы быть с ним, а не со мной.. и что она хотела бы меня оставить…
- Да, теперь понятно, почему вы тревожитесь. Если такое произойдет в действительности, то тревога и грусть естественные эмоции. Похоже на то, что у вас есть определенное убеждение, что если другого человека хвалят, то меня ….. , можете закончить это предложение?
- Если другого хвалят, то меня критикуют.
- И продолжите еще дальше: если меня критикуют, то….. (пауза)
- Если меня критикуют, мною не довольны, то оставят или отвергнут меня.
- Похоже, что сейчас вы выразили свое убеждение. Можем мы предположить, что это ваше убеждение может быть верным на 100 % и тогда нужно будет, что-то предпринимать. А может быть это верно всего на 50% или на 0%?
- Ну да, умом я это понимаю, но когда оказываюсь в подобных ситуациях, то тревожусь по полной….
- Хотели бы вы попробовать проверить это убеждение на интеллектуальном и эмоциональном уровне?
- Да. Хотел бы…
- В прошлые разы мы на ваши мысли искали доказательства, факты «за» и «против». А в этот раз я предложила бы вам провести исследование немного по-другому. Сделать проверку через проведение экспериментов. Мы выпишем это ваше убеждение и подумаем, что вы можете сделать чтобы проверить его действительность.
- Пока не могу понять, что вы имеете ввиду. Но интерес у меня уже есть.
- Вот, обратите внимание, Вы думаете: "Если других при мне хвалят, то меня критикуют. А если меня критикуют, то в итоге оставят меня". Правильно?
- Да, да, это про меня.
- Так вот. Мы можем попробовать узнать у других людей из вашего окружения: действительно ли если они хвалят одних, то автоматически критикуют других. И если они критикуют, то они тяготятся человеком и желают от него избавиться. Так же кажется ли им, что если их критикуют, то их отвергают или если других хвалят, то их критикуют? Что вы думаете о таком подходе?
- А что это даст мне? Зачем мне мнение других людей?
- Видите ли, если убеждение не совсем верное, а мы в него верим, то мы как бы перестаем его перепроверять и наш опыт не обновляется. К примеру, в детстве опасно заблудиться, так как нет навыков обратится за помощью, но во взрослой жизни заблудиться в городе не так опасно, так как мы уже умеем просить помощи и знаем нужный адрес. Если мы будем продолжать думать, что заблудиться в городе возможно, то мы не захотим гулять по новым местам, нам будет казаться, что это страшно и опасно, и верить в это. Когда мы начинаем обращать внимание на опыт других людей, то нам будет легче обновить свой опыт до действительного. В приведенном примере: узнав, что люди открывают для себя удивительные места в городе после того, как заблудятся, нам станет легче. И тогда заблудиться в чужом городе нам будет не только не страшно, но и интересно. Как вы это понимаете?
- Если я начну спрашивать у других, то у меня появятся другие мысли по поводу происходящих со мной событий. Точно у меня так было в юношестве, я не прыгал с нырялки в воду, думая, что отобью себе тело, а другие мне говорили, что нет проблем. Потом я прыгнул и понял, что действительно нет проблем.
- Совершенно верно, вы хорошо уловили идею. Так, что вы думаете о таком подходе?
- Да, я думаю имеет смысл пробовать. Что нужно делать?
- Давайте подумаем. Вам не сложно будет опросить 3-4 человек на этой неделе?
- Думаю, смогу, но вдруг они рассмеются надо мной, скажут, что я странный…
- И тогда, что бы вы могли им сказать или сделать?
- Я скажу, что это исследования для нашего отдела на работе?
- Отличная идея. И еще, смогли бы вы понаблюдать за женой, когда она кого - то критикует и спросить её - значит ли её критика, что она хочет избавиться от этого человека? Ну или что-то подобное.
- Хорошо, попробую. Но уже даже сейчас это кажется нелепым.
- Итак, что вам тогда стоит сделать на этой неделе?
- Спросить у 2-3 человек про их правила, и поговорить с женой, когда она будет критиковать подругу или родственника.
- Какие у вас могут возникнуть трудности, и как вы с ними справитесь?
- Скажу, что исследования для работы, а жене скажу, что в социальных сетях прочитал, что если критикуют, то не любят и ищут способ избавиться от отношений.
- Давайте все это запишем на листе или вот в этот бланк. (Записывают в бланк)
- И вот здесь вверху напишите это свое убеждение «если одних хвалят, то автоматически других критикуют. И если критикуют, то тяготятся человеком и желают от него избавиться». Игорь, какая у вас увереность в этом убеждение, в процентах, сейчас?
- Ну вы знаете, пока мы с вами говорили уже поменьше, но все-же 70% есть.
- Тогда запишите рядом с убеждением цифру 70%. И через неделю посмотрим, снизиться ли ваша уверенность в это убеждение, возрастет или останется на прежней цифре. Готовы вы это проверить?
- Да.
- Что вы думаете о нашей сегодняшней встрече и о вашем домашнем эксперименте.
- Сегодня было интересно, мне стало сейчас лучше, хоть еще и не проверил убеждение, но появилась какая-то скрытая надежда.
- Что вам более всего было полезно сегодня? Или чему вы научились?
- То, что, можно проверить свои убеждения, спросив других. Как мой опыт прыгать в воду.
Тогда мы можем на сегодня закончить?
- Да.
Это демонстрация того, как проходит работа со вторым уровнем мышления: промежуточные убеждения. Их КПТ терапевты могут проверять и методом Сократа, как с автоматическими мыслями, но лучше начинать проводить поведенческие эксперимент, которые так же приводят к Управляемому Открытию.
Через неделю Игорь, рассказал своему терапевту, что из 4 опрошенных им друзей только 1 думает так же. Другие сказали, что критика — это нормальный путь к прогрессу. Что когда одного хвалят, то это делают под впечатлением, а другие, которых в этот момент не хвалят, тоже достойные люди, но не проявились в этот момент или в конкретном деле. Супруга Игоря, сказала: что она критикует, потому что любит тех, кого критикует и желает их таким образом сделать лучше, хотя согласилась с тем, что это мало эффективно.
После всего этого Игорь написал краткое резюме в своем бланке из чего появилось его новое убеждение: «1. если одних хвалят, то это не значит, что других критикуют или игнорируют. 2. если меня критикуют, то стараются мне помочь, хоть и коряво» Он начал верить в это свое новое убеждение на 50%. Рядом со «старым» убеждением исправил 70% -на 30% и решил провести еще ряд экспериментов, чтобы укрепить своё «новое» убеждение и ослабить «старое»
Все это стало помогать Игорю сохранять свое хорошее настроение, даже когда других хвалили.
Приглашаем вас сделать путешествие в открытие своих новых убеждений, помогающих вам жить наполненной жизнью.