Найти тему

Филиппо Балатри, соловей Петра Великого: приключения итальянского певца-кастрата в России

Филиппо Балатри русскому царю подарили. Послали с нарочным из Италии, словно канарейку в нарядной клетке. Петр Первый когда-то преподнес Козимо Медичи двух маленьких калмыков и теперь Филиппо стал ответным подарком.

«Мой покровитель решил отдать меня Нарышкину. Он велел спеть и сказал: «Если русский царь желает слышать пение итальянских кастратов, то этот малый сойдет за двоих», - будет вспоминать Балатри.

Antonio Domenico Gabbiani, „Portrait of Three Musicians of the Medici Court“, ca. 1687, Galleria dell'Accademia, Florence
Antonio Domenico Gabbiani, „Portrait of Three Musicians of the Medici Court“, ca. 1687, Galleria dell'Accademia, Florence

Ему не привыкать к тому, что им распоряжаются как вещью: когда-то родители решили кастрировать Филиппо, надеясь на блестящую карьеру и огромные гонорары. Блестящей карьеры не получилось, у Медичи таких, как Балатри - десятки, он без сожаления отправляет человека-диковину к московитам, в далекую, пугающую итальянцев Россию. И Филиппо собирается в дорогу: из Флоренции в Венецию, из Венеции, вместе с Петром Голицыным - в Москву.

Жизнь, она такая - философствует он в мемуарах - может начинаться снова и снова. И каждый раз ты будто рождаешься заново. В Москве жизнь совсем другая - здесь он уже не певец с ангельским голосом, хотя ему так хочется очаровать всех своей коронной «соловьиной» арией! Здесь он просто «бусурманин» и экзотический уродец.

Петр то и дело приглашает его на концерты во дворец, но чаще просто берет с собой, словно дрессированную обезьянку - на казни и строительные работы, на прогулки и вечера в Немецкой слободе. Филиппо живет у Голицыных и для Петра Голицына становится почти сыном - чудным и непутевым, но сыном. А Дарья Голицына, управляющая домом железной рукой, пускает его на женскую половину и ласково называет Филиппушкой.

Он то и дело дерется с царскими спальниками, поет, переодевается в женское платье на импровизированных маскарадах, шатается в одиночку по Москве, поет, влюбляется в Анну Монс, которую должен обучить музыке по поручению Петра, снова дерется со спальниками, снова поет и, словно монашек-миссионер, настойчиво уговаривает Дарью Голицыну принять католичество. Он отправляется с Борисом, братом Петра Голицына через астраханские степи к калмыцкому хану Аюке, чтобы петь ему часами - круг замыкается, он попадает туда, откуда вывезли калмыков, подаренных Козимо Медичи...

Но однажды и его московская жизнь подходит к концу - Петру он становится не нужен, Голицына назначают послом в Вене и Филиппо уезжает с ним. В Вене он ходит с Дарьей Голицыной по театрам и на церковную службу в собор Святого Стефана (последняя, сто тысячная попытка уговорить ее принять католичество!) и поет дуэтом с Фаустиной Бордони на именинах австрийской императрицы. А потом едет дальше, в Италию - один.

Филиппо настолько привык к суете русских городов, что когда вернулся в родную Пизу, сонную и неторопливую, решил было, что город выкосила чума. Потом он долго скучает по Голицыным и вспоминает «русские» годы своей жизни.

Историю Филиппо Балатри мы знаем с его слов: в старости, уйдя в баварский монастырь, он написал автобиографические «Vita e Viaggi» и «Frutti del Mondo» - книги, больше похожие на плутовские романы, чем на воспоминания пожилого монаха. Они начинались когда-то в Москве - Козимо Медичи велел все записывать и посылать ему отчеты - а потом превратились в рукописи-дневники, которые Филиппо вел десятилетиями. В них он то смешно, то лирично описывает все, что пережил и увидел: казни на Лобном месте и спуск на воду флота Петра, закаты в астраханской степи и зимние улицы Москвы, заваленные снегом. И если искать отправную точку истории барочной музыки и оперы в России, то это русская жизнь итальянского Филиппушки - Филиппо Балатри, кастрата Петра Великого.

#барокко #петр первый #музыка #барочная опера #история театра

Больше материалов канала:

"Весна" - пропавшая картина Питера Брейгеля

Фарфор и немцы: как предприимчивый тюрингец Гунгер обманывал императоров

"Сальера" - солонка скандального Бенвенуто Челлини, похищенная австрийским Робин Гудом