Белоснежный Казанский собор поражает своим величием, он состоит из двух храмов. Верхний – Собор в честь Казанской иконы Божией Матери и Нижний храм в честь святого преподобного Арсения Великого. Здесь же вход в пещеры.
Когда монастырь вернули православной церкви, то монахини первым делом решили навести порядок в Казанском соборе. И тут произошло одно необъяснимое явление.
Монахини стали счищать нецензурные надписи, белить стены и вдруг обнаружили, что надписи на колокольне стали бледнеть и вскоре исчезли совсем.
В Казанском соборе пришлось восстанавливать перекрытия между верхним и нижним храмами и перекрывать крышу. Ранее на храме было пять позолоченных куполов, теперь остался только один.
Перекрытие использовалось еще и для обогрева храма – в нем была сделана система воздуховодов, а в нижнем храме стояла печь, которая и обогревала перекрытие.
Первый раз я оказался в монастыре в августе 2007 года, во время ремонтных работ. В то время к святыне не водили паломников и мне посчастливилось все внимательно рассмотреть.
Идти пришлось по узкому тоннелю в полный рост, где вдвоем тяжело разойтись, метров 50 до небольшой пещеры. В пещере на постаменте в свете потрескивающих свечей лежал камень Пресвятой Богородицы.
В верхней части камня имеются два отпечатка кистей рук с длинными пальцами. По своему виду - женские. В нижней части, что-то наподобие углублений, отдаленно напоминающие следы от колен.
Мне показалось, что камень должен быть установлен не горизонтально, а вертикально. Почему-то сразу вспомнились настенные барельефы в древних храмах, где фараоны и их челядь вскидывают руки к небу.
На камне совершенно нет никаких следов механических воздействий. Впечатление, что как будто руки коснулись пластилина и оставили в нем свой след.
Монахини мне рассказали, что о самом храме и месте где был скрыт камень, игуменье Арсении были видения. Причем о будущем храме она видела видения еще в детстве, что и повлияло на ее решение остаться в монастыре.
Когда начали возводить храм игуменья втайне от всех начала рыть проход к камню. Монахини, а их тогда в обители было 600 человек, увидели, что около храма появляется порода и стали проситься к матушке в помощницы.
Она ответила им отказом, но потом отобрала троих. Помогали ей ее духовные дочери Никодима, Агния и Викторина. Так появились пещеры и переходы.
В одной из пещер - будущей кельи самой матушки был найден камень Пресвятой Богородицы. Монахини считают, что на камне отпечатки самой Девы Марии.
В 70-х годах советские ученые исследовали камень с помощью приборов и даже ультразвуком, чтобы развенчать "суеверия". Определить способ возникновения отпечатков, ни породу самого камня им не удалось.
По своим характеристикам камень близок к граниту, но гранитом не является. По просьбе монахинь я не публикую фото камня.
Возле камня ощущаешь неповторимую атмосферу намоленного места. Мы стояли в полной тишине, смотрели на камень и каждый просил и думал о своем.
Обратный путь лежал по тому же тоннелю. Стены тоннеля в некоторых местах покрылись пятнами.
Как мне пояснили, это от штукатурки, которой покрыли стены во время ремонта. Хотели сделать красивее, но в результате порода перестала "дышать" и цвет стен испортился.
Длина разведанных пещер составляет более 160 метров. Рассказывают, что ранее их длина была намного больше: проходы проходили под русло реки Дон и в саму станицу.
Сейчас эти проходы завалены. Сомнительно, что всего четыре женщины смогли проделать столь титанический труд.
Еще загадка, почему матушка Арсения не начала копать пещеры до строительства храма? Ведь к 1874 году она уже 11 лет была настоятельницей монастыря.
Надо отметить, здешние места постоянно заселялись людьми, начиная с первобытного человека. Селились и старообрядцы, которые тоже нарыли множество пещер и ходов по всей Волгоградской области.
Старообрядческие церкви и сейчас действуют на территории области. В них все сохраняется по старозаветным правилам, восходящим к корням русского православия. В церквях нет электричества и звучат древние песнопения.
Бывало, что отшельники замуровывали себя под землей. Возможно и камень был опущен под землю через такой лаз и замурован. Но это все только догадки.
На территории монастыря имеется еще один красивый храм, построенный в стиле барокко, - храм Преображения Господня.
Храм был заложен в 2003 году и освящен 7 сентября 2014 г.
Украшают его тридцать три купола в честь земной жизни Господа. Прототипом храма послужил знаменитый Преображенский храм в Кижах.
Храм делался деревянным, как и храм в Кижах, но в итоге получилось, что он деревянный внутри, снаружи же был оштукатурен. Крыша храма покрыта медью.
Купола установлены в 4 яруса. По 8 глав на трёх нижних и одна венчает верх. Внутри своды расписаны красочными фресками. По проекту храм рассчитан на 300 человек.
Службы там совершаются в основном в осенне-зимний период, когда монастырь посещает небольшое количество паломников.
С видом на реку Дон расположена арка, переоборудованная под звонницу.
Это часть стены от разрушенного каменного храма, построенного в XVIII веке. Храм был взорван в 1934 году. Эта стена была переходная из основного храма в придел.
Придел был пристроен при матушке Арсении в честь Владимирской иконы Божией Матери, там же находился и мраморный иконостас.
Монастырь также славится особой мазью, которую здесь изготавливают. Рецепт этой мази был принесен схимонахиней Ардалионой. Рецепт мази она взяла из старинных лечебников.
В монастыре начали эту мазь варить и использовать для внутренних нужд. Однажды ею намазали больного с глубокими пролежнями, которые ничему не поддавались.
Человеку стало легче, у него стали сгибаться руки и ноги. Теперь за мазью выстраиваются очереди.
Возле Казанский собора расположен грот. Он создан в память о стойкости одной из самых почитаемой святой грузинской и армянской церкви Шушаники, жившей в V веке.
Шушаника была дочерью армянского полководца Вардана, предводителя восстания армян против иранских Сасанидов, пытавшихся навязать зороастрийскую религию.
Она была выдана замуж за иранского принца Варскена, правителя Картли – центральной области Грузии, и родила ему троих детей. В то время иберийский царь Вахтанг Горгасали боролся за объединение грузинских территорий, чему Варскен отчаянно противился.
Варскен обратился за помощью к персидскому шаху, принял зороастризм, взял новую жену и пообещал обратить в новую религию свою первую супругу и детей. Вернувшись домой он пытался заставить Шушаник отречься от христианства, но супруга была непреклонна.
Тогда он заковал ее в кандалы и закрыл в одной из комнат дворца. Когда правитель ушел в поход против гуннов священники тайно помогли ей поселиться в келье. Вернувшись, Варскен пришел в ярость.
Он подверг жену пыткам, но и после этого она не отказалась от веры. Тогда он обрек ее на вечное заточение в темнице в кандалах.
К ней приходили за утешением со всего царства, и каждый по молитве получал желаемое. На седьмой год она умерла. Варскен позже был убит Вахтангом I.
Шушаник похоронили у стен храма Матехи на скале над рекой Кура. Храм знаменит еще тем, что позже здесь молилась сама царица Тамара.
И теперь и в монастыре на Дону капли воды, словно слёзы Шушаники, отсчитывают ход времени.
Запрещается без разрешения автора копирование как всего текста, так и какого-либо фрагмента данной статьи.
© 6 июня 2022г.
Чем еще знаменита Волгоградская область:
Благодарю за лайк и подписку!