Туристический, парадный центр Нижнего Новгорода сосредоточен на одном берегу – там, где Кремль, Большая Покровская и Рождественская пешеходные улицы, хрестоматийный дом Рукавишникова, памятник Минину и Пожарскому и многое другое... На другой берег реки переходят далеко не все туристы, и это легко объяснить: сам переход весьма и весьма неудобный: мосты адаптированы для автомобилистов, но не для пешеходов.
Здесь, кажется, нужно важное уточнение: мы говорим о другом береге, да, – но не Волги, о которой обычно все думают применительно к Нижнему, а Оки! Потому что интересующий нас квартал находится как раз на стрелке: на том месте, где Ока впадает в Волгу. Место-то намоленное: именно здесь, на этом небольшом треугольнике, долго шла оживлённая торговля между двумя частями света, и именно этот уголок в конце концов прозвали карманом России (а вместе с ним весь город).
Для начала уточним: все, кто приезжает в Нижний на поезде из Москвы, хотя бы ненадолго оказываются на том берегу – потому что именно там расположен Московский вокзал. Если вдруг вы едете на автомобиле из Москвы, то тоже сперва попадёте именно туда. Однако историческая часть города всё-таки там, где Кремль. Тем не менее, у нас есть как минимум три причины всё-таки перебраться на другой берег Оки.
Здание Нижегородской ярмарки
Когда я впервые его увидела (издалека!), мне показалось, что это просто копия ГУМа, – и я почти что ожидала услышать, что колдовал над ним архитектор Померанцев, гений неорусского стиля. Но нет, всё оказалось не столь очевидно, а гораздо интереснее. Изначально, надо сказать, ярмарка располагалась совсем в другом месте: у стен Макарьевского монастыря (потому и называли её Макарьвской). Однако место было неудачным: весной Волга часто выходила из берегов и затапливала ярмарочные павильоны, приходилось их бесконечно ремонтировать. Вот в середине 19 века из Петербурга и прибыл десант архитектурных гениев своей эпохи: Бетанкур и Монферран, построивший относящийся к ярмарочному комплексу собор (о нем чуть позже скажем). Размах был вполне понятен, место-то и вправду культовое для всей страны. Ну, без Пушкина по такому поводу мы не обойдёмся, наверное? Нижегородскую ярмарку классик описывает в «Евгении Онегине»:
Сюда жемчуг привёз индеец,
Поддельны вины европеец;
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привёз свои колоды
И горсть услужливых костей;
Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжёт за двух,
И всюду меркантильный дух.
Ну, обманывали ли на ярмарке или нет, мы уж не узнаем. А вот что точно, так это факт, что то здание ярмарочного павильона, которое мы видим сейчас, было существенно перестроено во время подготовки к Всероссийской выставке 1896 года. Поэтому и получилось то, что мы видим сегодня: нарядный теремок в неорусском стиле, а внутри - идеальный пассаж начала ХХ века. Поэтому так и смахивает здание на своего современника: на московский ГУМ.:) но здесь архитектор вовсе Карл Трейман.
Площадь перед главным зданием ярмарки здорово облагородили и отреставрировали год назад, перед празднованием 800-летия Нижнего Новгорода. Теперь тут и карусель, и фонтан, и забавные инсталляции, и ларьки со всевозможными сувенирами... словом, хорошее место для прогулки и для горожан, и для туристов.
Однако главное здание – это только вершина айсберга: изначально, конечно, ярмарочный квартал был существенно больше и занимал всю территорию вплоть до собора (идём мы туда, уже идём!). Но, увы, множество зданий здесь утеряно, всё застроено типовыми советскими жилыми домами.
Спасский Староярмарочный собор
Тот самый, из-за которого я уже поминала Монферрана, и который очень любят сравнивать с Исаакиевским собором в Петерберге: мол, миниатюрная копия... Ну не совсем. Если быть точной (и внимательно посмотреть на даты), понимаешь: Монферран сначала построил собор в Нижнем Новгороде, – и уж потом, потренировавшись, так сказать, на малых формах, вернулся в Петербург строить махину Исаакиевского. Однако сходство зданий всё равно легко угадывается. Причём, на мой взгляд, не столько внешне (всё-таки белый цвет очень сильно сбивает с ассоциаций и отличается от серо-золотого Исаакиевского), сколько внутри. Ну, вернее, проект соборов-то наверняка и вправду был схожим, но чтобы это уловить, нужно смотреть с высоты птичьего полёта.
Собор действующий и наполненный очень строгими и бдительными тётями-смотрительницами: когда я осторожно вскинула смартфон (не фотоаппарат даже!), чтобы сфотографировать роскошный купол, мне тотчас подрезали крылья – нельзя, мол, без благословления в храме снимать! Не совсем понимаю, что понималось под благословлением в данном случае: 100 рублей в церковную кассу? Ну, ругаться на хотелось, так что кротко кивнула (да, признаю, во многих случаях я веду себя как лох-терпила, а не как сильная независимая женщина). Ладно, не в фотографиях счастье, посмотрела – и хорошо! А купол и вправду впечатляющий, и вправду похож на Исаакиевский.
Вокруг собора небольшой дворик с цветами и хозяйственными постройками, ну а за забором начинаются те самые хрущёвки, о которых я упоминала. Бывший ярмарочный квартал сегодня – жилой район, застроенный типовыми пятиэтажками. Они и охраняют, так сказать, шедевр Монферрана. Вот уж и впрямь архитектурная эклектика! А ведь когда-то, надо полагать, были ярмарочные павильоны...
Недавно благоустроенная стрелка со смотровой площадкой
Это местечко, как я понимаю, очень нравится и нижегородцам – чего уж говорить о туристах! Небольшой треугольник земли на самом-самом слиянии Волги и Оки, та самая стрелка, сегодня превращён в симпатичный благоустроенный парк. Видно, что совсем новый – деревца, например, там высажены молоденькие, ещё не успели разрастись. Ну, через несколько лет будет совсем хорошо!
Архитектурная доминанта – собор Александра Невского, построенный в 1881 году (на его строительство честно скинулись нижегородские купцы) и обязательно попадающий на все фото с противоположного берега! – и конный памятник тому же историческому персонажу. Вокруг остатки старых промышленных строений: это пакгаузы, когда-то сделанные для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Их сейчас тоже адаптировали под общественные пространства. Чуть дальше – копии первых башен инженера Шухова, когда-то придуманных и представленных здесь же.
Кстати, небольшое отступление: самый первый шуховский гиперболоид цел и невредим. Его сразу после выставки 1896 года купил стеклопромышленник Нечаев-Мальцов (чуть не главный ходячий кошелёк своего времени, спонсор музея изящных искусств на Волхонке) и установил в своей усадьбе в местечке Полибино Липецкой области. Там башенка и стоит до сих пор: ваша покорная слуга на неё даже отважно залезла, о чем писала ранее.:)
Вернемся в Нижний.:) В парке всё, что должно быть в парке – площадки, скамеечки, прогулочные аллеи... ну а самое прекрасное – вид на противоположный берег, тот, где как раз Кремль и прочие достопримечательности. Отлично видно, например, красно-кружевную Рождественскую церковь, образчик строгановского барокко, здание речного вокзала, ну а если вооружиться фотоаппаратом с хорошим zoom (как у меня), то можно даже разглядеть монумент в форме воздушного шара на набережной Федоровского.
Более всего мне понравились скамейки, установленные... хм, на стропилах? На антресолях? Ну, в общем, на значительном возвышении. Получаются шикарные смотровые площадки, причем индивидуальные. Закатом, правда, не полюбуешься (он с противоположной стороны), но вообще сидеть вечером на такой скамейке, наверное, очень романтично... Мне не повезло: в момент моего визита только что дождь прошёл, сидеть было бы мокро.:(
В общем, я очень надеюсь, что в следующий визит в Нижний у меня будет и время, чтобы подольше погулять в этих местах, и приятная погода, чтобы беспрепятственно наслаждаться видами. Они стоят того.:)
А вы бывали в Нижнем? Знаете этот квартал? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: