В женских сообществах в соцсетях до сих пор бытует старинное поверье: мужчина - это человек, который принимает решения и - страшно сказать! - отвечает за них. Женщины - они (мы) иной раз прямо как дети. Ну ведь все же читали «Унесенных ветром» и по итогам прочтения все, казалось бы, осознали, что мужчины - разные: тут Ретт Батлер, а там, совсем наоборот, Эшли Уилкс (кстати, про «совсем» наоборот я погорячилась, у этих персонажей гораздо больше общего, чем принято думать). И если у вас завелся мужчина модели «Эшли Уилкс», поздравляю - скоро вам предстоит впрячься в плуг и научиться лично отстреливать на подлете условных солдат-янки, покушающихся на ваше благополучие. Потому что он, «Эшли Уилкс», не может ни того, ни другого. И совершенно неважно, в каком качестве вы его пригрели на своей гостеприимной груди: муж он вам или друг детства, в силу разных причин отирающийся рядом с местом вашего проживания. Все равно это дитя природы вы возьмете на ручки и понесете в светлое будущее. Хорошо, если на полпути у вас хватит мозгов и характера уронить драгоценную ношу в дорожную пыль и пойти дальше налегке, радуясь освобождению. Не волнуйтесь, не пропадет, идущие за вами его подберут. Такое обычно на дороге в свободном доступе долго не валяется.
Я тут для вас набросала краткий конспект из серии «Хозяйке на заметку». Основные, так сказать, характеристики персонажа - просто чтобы понимать риски. Риски там - ого-го, а жизнь у вас одна. Так что пользуйтесь, просвещайтесь, делайте выводы.
1. Он умный. Что да, то да, этого не отнять. С хорошим образованием. Немецких, французских и русских классиков зачитал до дыр - причем иностранных обычно в подлиннике. В поэзии шарит. Мане от Моне на счет раз отличает. Собеседник интересный, местами совершенно феерический. Если вам не чужды мировые культурные ценности и остро интересует вопрос, почему мистер Теккерей циник, а мистер Диккенс - истинный джентльмен, - вам сюда. Только не жалуйтесь потом.
2. Он консервативный. Где родился, там и пригодился. До самой смерти живет в отчем доме, не решаясь самостоятельно переставить хотя бы одну вазочку с буфета на комод . Если вдруг враги сожгли родную хату, перебирается в ближайшую хату к соседям и проживает в дальнейшем там. Думает о судьбах мира, а не о том, как бы поучаствовать в расходах на содержание жилья. Если хозяйка хаты - вы, имейте это в виду.
Жену выбирает (выбирает, ха-ха!) исключительно по рекомендациям родителей и других старших родственников. Ой, вот только не надо мне тут все это: время тогда было другое, все так женились, родители устраивали браки детей, там семья с традициями… Чарли Гамильтон из той же семьи, у него тоже все было предопределено в смысле брака. Однако он не побоялся хакнуть систему. Понравилась девушка - пошел и женился. Всем ребятам пример. Не то, что некоторые.
3. У него железобетонные жизненные принципы. Зачастую принципы ему дороже живых людей. И то верно: принципы - они есть-пить не просят и жесткое их соблюдение обычно предполагает, что не надо делать примерно ни черта. Соображения чести не позволяют ему бороться за женщину - он и не борется. Когда спрашивает сам себя, какого, собственно, этого самого, молча сам себе указывает на железный принцип и продолжает дальше сидеть-курить. А, нет, не курить. Курить же вредно. Низзя! Просто продолжает сидеть.
Ходить к женщинам с пониженной социальной ответственностью - плохо. Супружеский долг - хорошо. А то, что ты живешь посреди девятнадцатого века в условиях отсутствия качественных средств контрацепции, а состояние здоровья твоей жены таково, что следующая беременность ее с большой вероятностью убьет - так это ничего, само как-нибудь рассосется. Лучше бы из публичных домов не вылезал. Но нет. Принципы же.
Политические убеждения у персонажа могут быть довольно прогрессивными, и вообще товарищ обычно в состоянии трезво взглянуть на происходящее. Но образ действий (точнее, бездействий) и тут остается прежним: лучше уж сидеть на пятой точке ровно, а то вдруг хуже будет. То, что это самое «хуже» наступает именно вследствие неподвижного сидения, его никак не убеждает.
4. Руки у него растут не из плеч, как природой предусмотрено, а совсем из другого места. Тут, конечно, могут быть варианты, но чаще всего да, смотрите вы, как ваше сокровище обтесывает колья для ограды, и с безжалостной ясностью осознаете: ограды не будет. Берете топор в свои нежные женские руки и принимаетесь за колья сами. Вы тоже не умеете, но как-то потихоньку, полегоньку колья обтесываются и ограда выстраивается. Рядом слоняется ваш мужчина и стенает о своей профнепригодности. От вас требуется, не прекращая орудовать топором, непринужденно достать из кармана батистовый платочек и утереть горючие слезы страдальца. Да, теперь это ваш образ надолго - добрая фея с топором и батистовым платочком. Привыкайте.
5. Он очень деликатный. В разговоре обойдет все острые углы и никогда не создаст конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация для него - это самое плохое, что может произойти. Даже если он практически уверен, что вы собрались на панель с целью прокорма его семьи, он вас лучше туда отпустит, чем будет разговаривать на эту тему. Нормальный скажет примерно следующее: «Ты, мать, куда намылилась-то такая расфуфыренная? Какая еще Атланта, какие еще деньги? А давай-ка ты сейчас разуешься, сумочку на подзеркальник положишь и никуда не пойдешь. Я тебя оскорбил подозрением? Ну извини, такое вот я хамло. Сумочку, говорю, положи. Налоги я заплачу, а ты иди вон лучше кур покорми. Нет, только кур, меня кормить не надо, я сам себя прокормлю». Так то нормальный. А у вас Джентльмен с большой буквы Джи. Этот промолчит. Когда вы вернетесь с деньгами, оскверненным телом и искореженной душой, долго будет делать вид, что ничего не понимает. Когда притворяться непонимающим станет уж совсем неприлично, начнет громко самоугрызаться, неумело косплея блудного попугая из известного мультика: «Я негодяй! Я подлец! Я жалкая, ничтожная личность!» Вы помните, да, что батистовый платочек далеко убирать не надо? Соплей будет пролито немало, а кто их утрет, если не вы.
6. В п.3 мы уже упомянули о неспособности рассматриваемого персонажа к активному действию. Это не значит, что он вообще не шевелится. Шевелится. Но делает при этом строго то, чего сам делать не хочет категорически. Не верит в войну - идет воевать в самых первых рядах. Ему противны методы ку-клукс-клана - записывается в ку-клукс-клан. Согласна, в этих двух случаях откосить довольно тяжело и малопочетно. Но с самого начала повествования Эшли предстает перед нами любителем посидеть с книжечкой или за роялем, а вот бухать, резаться в карты и охотиться - это ему нафиг не упало. Тем не менее он с упорством, достойным лучшего применения, бухает, режется в карты и охотится. Потому что «а что соседи скажут», когда все пьяные, на лошадях и уже продули состояние в покер, а ты еще нет. Соседи вежливо одобряют его потуги, но при этом все прекрасно понимают и считают, что гражданин немножко с придурью. Забить на всех и проявить индивидуальность? Так для этого нужны эти… как их… смелость, в общем, нужна. А для Эшли настолько важно прослыть хорошим танцором, что он предпочитает обходиться без того, что ему могло бы в этом деле помешать.
Резюме. Мужчина конструкции «Эшли Уилкс» в принципе может украсить вашу жизнь. Но только мирную и беспроблемную. В условиях потрясений и стихийных бедствий сам превращается в дополнительное потрясение и стихийное бедствие. Жизни боится, любви боится. На войне может быть отчаянно храбрым, потому что на войне, в отличие от жизни и любви, обычно понятно, кто находится по ту сторону линии фронта.
Если это чудо досталось вам в мужья, приходится уповать на то, что хотя бы ваш брат женится на девушке, которая не даст пропасть семье в лихую годину. Если в это чудо вы просто втюрились по самую макушку и не в состоянии отлипнуть, что ж… соболезнуем. Мужайтесь. Мысленно мы с вами.
Но только мысленно.